Разгрузочный день
Зачастую путейцам приходится перемещать детали и инструменты весом до 50 килограммов в ходе работ, которые пока невозможно механизировать или автоматизировать.
«Костюмы будут носить те, кто занимается подготовкой рельсов, их резкой и сверлением, а также другими работами, которые требуют значительных физических усилий. При подъеме тяжестей экзоскелет становится дополнительным комплектом мышц для работника и принимает на себя около трети нагрузки», – сообщается в официальном телеграм-канале РЖД.
Промышленный экзоскелет обеспечивает защиту от физических перегрузок и травм. Силовые приводы устройства преобразуют гидравлическую энергию в механическую для снижения физических нагрузок на пользователя. Так, при переносе груза весом до 50 кг на 10 метров костюм не просто защитит позвоночник от компрессии, но и на 90% разгрузит мышцы спины, а при подъеме с пола предмета весом до 50 кг на уровень пояса возьмет на себя половину веса.
«Конкретный процент зависит от модели, но в среднем они могут снизить нагрузку на мышцы и суставы на 30–70%, превращая труд в легкую прогулку. Экзоскелеты не только облегчают труд, но и уменьшают травматизм, продлевая жизнь и здоровье рабочих. Меньше нагрузка на спину, суставы, мышцы – меньше травм, больше продуктивности», – подчеркивает инженер-конструктор, консультант в сфере промышленного инжиниринга Павел Самута.
Похожими цифрами оперирует Алексей Оносов, основатель компании «Юнисофт». По его словам, пассивные модели, работающие без дополнительных источников энергии, способны снизить нагрузку на спину и руки рабочего на 30–40%. Активные экзоскелеты, оснащенные электродвигателями и аккумуляторами, могут забирать на себя до 70–80% физической нагрузки.
«Это означает, что человек, который без поддержки мог поднять груз в 20 кг, с помощью активного экзоскелета способен безопасно работать с весом в 60–80 кг. При этом важно понимать, что экзоскелет не делает человека супергероем, а создает условия для более безопасного и эргономичного труда, снижая вероятность профессиональных заболеваний. Тесты показывают, что работники в экзоскелетах испытывают меньшую усталость к концу смены и могут выполнять свои задачи более продуктивно. Качество выполнения задач также повышается, поскольку сотрудник тратит меньше энергии на борьбу с физической нагрузкой и может сосредоточиться на самой работе. Современные модели часто дополнятся сенсорами для мониторинга состояния пользователя», – добавляет А. Оносов.
Встанет в «копеечку»
Ценовой диапазон на экзоскелеты весьма широк и напрямую зависит от их функциональности. Простейшие пассивные экзоскелеты для поддержки спины можно приобрести за 30–50 тысяч рублей. Более продвинутые модели с механическим усилением для рук и ног обойдутся в 150–300 тысяч. Что касается полноценных активных экзоскелетов с электроприводами, их стоимость начинается от миллиона рублей и может достигать 5–7 миллионов рублей за высокотехнологичные решения промышленного класса.
Сегодня экзоскелеты можно приобрести не только через специализированые компании, но и на популярных маркетплейсах вроде Wildberries или Ozon.
«Они уже активно используются в логистике, строительстве, медицине и даже на складах Amazon, – подчеркивает П. Самута. – Есть ли альтернативы? Конечно. Роботы, автоматизированные системы, умные конвейеры – все это уже работает. Но экзоскелеты – это про симбиоз человека и машины. Они не заменяют людей, а делают их сильнее, выносливее и эффективнее».
«Рассчитываем, что использование экзоскелетов не только повысит эффективность работы специалистов, но и снизит производственный травматизм. И самое главное – поможет сохранить здоровье железнодорожников», – подчеркивают в РЖД.