В 2024 году субсидия распределялась по фактическим затратам экспортеров, здесь действовали старые правила, рассказала сегодня директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Хмырова.
При этом с 1 января 2025 года начинает действовать обновленный механизм распределения господдержки. Он будет производиться на конкурсной основе. Кроме того, появятся дополнительные критерии.
«Фактически будет повышающий коэффициент в случае высокотехнологичной продукции», – уточнила чиновник.
На 2025 год по линии ведомства запланировано 5,9 млрд руб. в качестве субсидий для машиностроения и ЛПК. Пока на леспром отводится порядка 25% от этой суммы или 1,3 млрд руб.
Для экспортеров лесных грузов предлагается ввести более целевую субсидию, рассчитывая объем помощи в зависимости от географии направлений поставок продукции.
«На дружественные страны будет коэффициент 0,6, в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона – 0,3. При этом в эту субсидию продолжают быть включены все виды продукции: пиломатериалы, фанера, пеллеты», – уточнила В. Хмырова.
Стоит сказать, в 2024 году отсутствовали дотации относительно экспорта товаров через порты Северо-Запада. Как пояснила представитель Минпромторга, их не стали вводить по причине стабилизации цен на перевозки и кратное снижение стоимости отправки контейнеров. «Это была временная мера в целях поддержки ЛПК», – сказала руководитель департамента.
На внутреннем рынке наметились перемены
В целом ситуация в отрасли остается стабильно сложной, дает оценку В. Хмырова. Тем не менее внутреннее потребление лесопродукции за 9 месяцев увеличилось на 23%.
«Тот переток, который идет на внутренний рынок, и те цены, которые подросли на внутреннем рынке, более-менее обеспечивают стабильную работу лесопромышленных предприятий», – резюмировала В. Хмырова.
К сведению, снижение погрузки лесных грузов на сети РЖД к прошлогоднему уровню постепенно сокращается. В январе-октябре погружено 22,2 млн т, что на 1,5% меньше, чем годом ранее.
В частности, выросла погрузка на Восточно-Сибирской и Свердловской магистрали. За 10 месяцев там погружено 2,3 млн и 1,5 млн т грузов, рост соответственно составил 1,9% и 3,5%.
На главной лесопогрузочной дороге – Северной – погружено 9,3 млн т лесных грузов. Это на 1,6% ниже прошлогоднего результата, разрыв по сравнению с предыдущими месяцами снижен.
Аналогичная ситуация на Дальневосточной магистрали. С ее станций отправлено 2,2 млн т лесных грузов, отставание от прошлого года сократилось до 1,5%.
«Этот год знаменателен. Впервые продукции лесопереработки больше, чем круглого леса», – отметил представитель ДВЖД.
К сожалению, как свидетельствует статистика, главный потребитель российской лесопродукции Китай продолжает сокращать ввоз лесных грузов. В частности, по данным таможни КНР, начиная с июля отправки пиломатериалов в эту страну ниже объемов предыдущих лет.
Отсюда определенные надежды связаны с развитием внутреннего потребления.
В целях увеличения сбыта рассматриваются вопросы более широкого распространения деревянного домостроения. Как рассказал замдиректора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ Александр Степанов, в этом году совместно с МЧС проводились огневые испытания с конструкциями из древесины, которые могут применяться в многоэтажных домах. Они показали неплохие результаты для деревянных домокомплектов.