Лишь небольшая группа крупных компаний отваживается на проекты, которые окупятся этак лет через десять. Это в основном известные ритейлеры и представители сегмента интернет-торговли.
При этом крайне скудно представлены новые проекты промышленных предприятий. А сектор «Транспорт и логистика» вообще в 2021 году затаился, заметил региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко.
Иными словами, транспортные компании сейчас только завершают ранее начатые проекты логистических парков и не отваживаются затевать новые.
Почему никто не спешит?
Причины консерватизма в логистике кроются прежде всего в волатильности грузопотоков. Поэтому сейчас крайне сложно понять, под какие объемы целесообразно вкладывать инвестиции, чтобы потом не прогадать.
Во-вторых, развитие складской логистики стали сдерживать цены. Вначале выросла стоимость стройматериалов (прежде всего металла). Если в среднем прайсы увеличились на 7–8% в 2020 году, то рост в I квартале текущего года составил около 10%. Объекты стали дороже. Соответственно и владельцы складской недвижимости были вынуждены повысить ставки аренды.
Это, кстати, стало шоком для экспедиторских компаний: многие из них никак не могут привыкнуть к новым расценкам на качественные логистические мощности. Но что делать, если активно развивается интернет-торговля, которая и подстегнула спрос. Ей требуются не просто склады, а центры обработки, которые можно встроить в сеть. Значит, плохо оборудованные помещения не устраивают.
Голь на выдумки хитра
Сложившаяся ситуация подталкивает логистов на нестандартные решения. Вместо крупных складских центров стали строить своего рода логистические ульи. Точнее, склады нового формата, в которых помещения разбиты на небольшие боксы.
На начальной стадии развития проекта можно арендовать один или два бокса. А затем добрать еще. Первые такие склады появились в Подмосковье. Поначалу к такой идее специалисты отнеслись скептически. Но успешная реализация проектов заставила многих изменить мнение.
В частности, аналогичные склады стали появляться теперь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, сообщил генеральный директор «Maris в ассоциации с CBRE» Борис Мошенский.
Логистический хаб на 20–30 тыс. кв. м стоит около $500 млн, если его возводить с нуля. Такие проекты региональным игрокам не по карману, добавил руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости компании IPG.Estate Филипп Чайка.
С надеждой на инновации
Однако эксперты сошлись во мнении, что перспективы у инвестиций в логистику неплохие. Правда, они будут развиваться практически теми же темпами, что и сток объемов потребляемой продукции, заметил генеральный директор BG Logistic Иван Макарчук.
Это означает, что строить новые объекты недвижимости с расчетом их перепродать сейчас рискованно. И задел мощностей, созданный в предыдущие годы, будет по мере развития экономики постепенно таять.
Предвестником будущего интереса к логистическим объектам, как считают специалисты, служит сейчас появление новых игроков. В частности, банков. Заметную активность проявила и «СберЛогистика», которая входит в экосистему крупного банка.
Причем новые проекты ожидаются в первую очередь в регионах. И многие из них – с применением инноваций и современных технологий, способных оптимизировать выполнение операций с грузами. А это значит, что логистику ждет ускорение в доставках.