+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2023 15:06:10
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Логистика – серьезное препятствие для перенаправления экспорта черных металлов в Азию

Эксперты аудиторско-консалтинговой компании Kept (ex-KPMG) опубликовали доклад, где проанализировали ключевые тренды и перспективы развития отраслей российской промышленности в условиях геополитической турбулентности. Исследование охватывает несколько отраслей промышленности, в том числе металлургию, на которую приходится 3,1% ВВП России.

Отмечается, что в среднем за последние 5 лет металлургическая продукция (не включая горнорудный сегмент и драгоценные металлы) обеспечивала около 10% совокупного экспорта РФ в денежном выражении. Начиная с 2020 г. Россия является ведущим нетто-экспортером черных металлов.

Сокращение экспорта в Европу и США

В 2021 г. российский экспорт черных металлов и изделий из них в ЕС составил около $26 млрд (~12 млн т) или 26% совокупного экспорта данной продукции из РФ в денежном выражении. Санкции, введенные в марте, привели к резкому сокращению поставок. И с учетом санкций и запретов на импорт со стороны других стран образовалась острая потребность в поиске новых географий сбыта существенных объемов продукции черной металлургии. В качестве основного направления переориентации экспорта, как известно, рассматриваются страны Азии.

С июня 2022 г. российским производителям удалось значительно нарастить экспорт черных металлов и изделий из них в Китай. Основой спроса на импортную продукцию в КНР являются железная руда и полуфабрикаты. Также отмечается позитивный тренд в торговле с Индонезией.

«Серьезным препятствием для перенаправления экспорта черных металлов в Азию является логистика. С одной стороны, это инфраструктурные ограничения: на восточном направлении традиционно ощущается недостаток транспортных мощностей, которые загружены угольными перевозками. Частично помочь в решении данной проблемы может реализация крупных инвестиционных проектов по развитию Восточного полигона РЖД, а также портовой и транспортной инфраструктуры Северного морского пути», – говорится в докладе.

Аналитики подчеркивают, что, даже с учетом приостановки с 1 июля 2022 г. правил недискриминационного доступа экспортеров угля к железнодорожной инфраструктуре, в рамках переориентации российских торговых маршрутов на Восток производителям черных металлов придется конкурировать за пропускную способность с экспортерами другой номенклатуры, в частности нефтеналивными грузами, рудой, удобрениями и иной продукцией химпрома.

Более того, для перевалки металлов на сегодняшний день предназначена лишь незначительная часть портовых мощностей (1% в целом по стране по сравнению с 76% для угля), а для дальневосточного бассейна отмечается достаточно высокий уровень их загрузки. В то же время при экспорте в Азию значительно увеличивается дальность перевозок, что – в совокупности с более низким уровнем цен в странах данного региона (с дисконтом до 25–30% относительно Европы) и тенденцией к их снижению в мае–октябре 2022 г., а также инфляцией издержек и продолжительным периодом крепкого курса рубля – в прошлом году привело к ощутимому сжатию рентабельности российских экспортеров черных металлов (некоторые предприятия летом работали в убыток).

Также на непосредственное удлинение маршрутов и удорожание транспортной составляющей поставок повлияло повышение тарифов РЖД.

Другим важным направлением российского экспорта черных металлов традиционно является Турция. В 2022 году росла отгрузка горячекатаных прутков, нелегированного плоского проката и легированной стали в первичной форме. Несмотря на негативные тенденции, наметившиеся в сталелитейной промышленности Турции, а также на общее сокращение объемов импортируемых страной полуфабрикатов, наращивание их закупок из РФ объясняется прежде всего вынужденным замещением украинских поставок.

В то же время, по словам экспертов, наметилась тенденция к ослабеванию внешнего спроса, которая имеет все шансы продолжиться и в 2023 году. Это связано как с общим замедлением глобального экономического роста, так и с распространением COVID-19, проблемами в строительном секторе в Китае, падением объемов производства и экспорта стали в Турции. В текущих условиях уровень производственной активности в российской отрасли черной металлургии в существенной мере будет зависеть от динамики потребления стальной продукции на внутреннем рынке РФ, говорится в докладе.

Проблемы с закупками сырья и материалов, комплектующих, машин и оборудования

По мнению участников рынка, при работе с китайскими поставщиками могут возникнуть ограничения в части их благонадежности и постпродажного обслуживания закупаемой у них продукции. При этом в тех сегментах, где это возможно, будет происходить переключение на российских поставщиков.

Но вместе с тем, по мнению представителей отрасли, несмотря на наличие большого количества отечественных разработок и аналогов, уровень промышленной и коммерческой зрелости таких решений зачастую невысок, а для их полноценного и системного внедрения в производственные процессы может потребоваться не менее 2 лет.

В то же время в 2022 году активизировались запуски производителями собственных решений в области автоматизации и цифровизации. Но процессы переориентации на альтернативных поставщиков кардинально отличаются в зависимости от того, планируется ли закупать аналоги, разработанные специально под потребителя, или же приобретать готовые решения.

Отсутствие доступа к международной экспертизе

После приостановки деятельности в РФ ряда зарубежных компаний доступ к экспертизе и опыту иностранных партнеров может быть ограничен. Кроме того, могут возникать трудности с заключением новых и продолжением действующих контрактов по линии исследований и разработок.

Такая тенденция создает риск замедления технологического развития рынка, подчеркивают эксперты. Перспективным становится развитие компетенций на базе отечественных научных центров. Однако для этого важно решить проблему дефицита квалифицированных специалистов: в первую очередь необходимы существенные инвестиции в профессиональную подготовку молодых специалистов и повышение квалификации существующего персонала.

Поддержка на внутреннем рынке

В течение всего 2022-го эксперты и участники рынка отмечали: значительную поддержку отрасли оказывают государственные инвестиции в развитие крупных инфраструктурных проектов. Например, в рамках реализации инвестиционной программы РЖД (3 трлн руб. на период 2023–2025 гг.) или строительства магистральной и региональной газотранспортной инфраструктуры.

По мнению властей, внести весомый вклад в стимулирование внутреннего спроса на металлопродукцию сможет Стратегия развития металлургической промышленности на период до 2030 г., утвержденная 28 декабря 2022 г.

Согласно документу, к предлагаемым мерам по увеличению потребления металлопродукции на рынке РФ относят развитие производства высоких переделов (специальные стали, нержавеющий прокат), стимулирование разработки новых материалов, реализация металлоемких инфраструктурных проектов, снижение цен на металлопродукцию, совершенствование документов по стандартизации и технических регламентов с учетом современных научно-технических достижений в области разработки и использования металлопродукции, актуализация нормативных сроков службы металлоизделий и требований к используемому оборудованию с учетом современных требований в области безопасности, нормативно-правовое стимулирование увеличения доли российского металла в рамках госзакупок и разработка межотраслевых программ в области металлургии.

Точками роста внутреннего спроса в металлургии называют нефтегазовое машиностроение: развитие производства оборудования для новых экологически чистых технологий; содействие технологическому перевооружению предприятий; СПГ-оборудование, буровые установки, оборудование для шельфовых проектов. Кроме того, точками роста называют станкоинструментальную промышленность (металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины, деревообрабатывающее оборудование), водородную энергетику (трубы для паровой конверсии метана, трубы для электролизеров), производство электрооборудования (обновление генерирующих мощностей) и реализацию планов по строительству атомных электростанций.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions