Однако традиционный рост спроса в этом году может споткнуться об острый дефицит контейнеров и очередей на погранпереходах.
Логистика уходит в рост
Конец ноября – время скидок. Потребитель стремится приобрести подарок под новогоднюю елочку, или хочет в «черную пятницу» сделать подарок себе. А логисты и транспортные компании, что понятно, намерены в этот период на таком ажиотаже заработать. Егор Тарасов, основатель логистической компании «РОКОТТ Транс» в разговоре с РЖД-Партнером отметил, спрос на услуги логистики в этот период возрастает на 25–30%. Растет и чек, в среднем на те же 25%. Динамику участник рынка оправдывает как увеличением количества отгружаемых грузов, так и срочностью доставки: грузоотправители требуют сократить сроки, и готовы за это платить больше.
«Наиболее заметные изменения видим в Дальневосточном и Северо-Западном регионах, где объем перевозок вырос на 15 и 12% соответственно. Это связано с активным развитием территорий, улучшением инфраструктуры и увеличением внешнеторгового потока», – отметил Е. Тарасов.
Толкает рынок логистики развитие онлайн-шоппинга, а также наращивание мощностей у маркетплейсов. Е. Тарасов говорит, ранее высокий сезон начинался в ноябре, сегодня, в 2024 году, рынок «оживает» в сентябре, а в рост уходит уже с начала октября. Более того, высоким сезон остается до середины февраля. Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», дополняет: в конце сентября – начале октября рынок не просто «оживает», участники рынка могут говорить о резком повышении спроса на доставку на маркетплейсы, в среднем на 22%.
Поставщики маркетплейсов чаще заказывают доставку товаров народного потребления, одежды, мебели и крупной бытовой техники. В спрос в этот период выходит электроника. Сделки растут на 30%. Но в крутое пике спроса выходят игрушки. Число доставок товаров для детей и, наверное, взрослых, увеличивается на 37%.
Фуры с игрушками
В ТОП-3 городов по увеличению числа заказов на перевозки на торговые площадки в канун распродаж входят Казань (+39%), Челябинск (+32%) и Санкт-Петербург (+32%).
Д. Хрущалев ссылается на статистику последних двух лет. Согласно ей самый большой прирост спроса относительно среднегодового значения фиксируется при отправке из Дальневосточного региона, здесь показатель растет на 32%, Северо-Запад прирастает на 31%, а Приволжский федеральный округ – на 27%.
Рост отправок из Дальневосточного ФО вполне объясним – перестраиваются логистические цепочки, а большинство товаров, приобретаемых в «черную пятницу», и ранее производилось в Китае, объясняет Роман Судоргин, основатель портала по грузоперевозкам Main Transport.
«Разница, вероятно, в том, что ранее эти товары могли первоначально доставляться на склады в Москве, но теперь, с бурным развитием складской инфраструктуры в регионах, необходимость такой усложненной логистики снижается», – говорит он.
Интересна ситуация на Северо-Западе России: экспорт здесь растет опережающими темпами, а импорт – просаживается. Так, по данным DPD, в ТОП-3 округов-получателей СЗФО в первом полугодии 2024 года уступил свое место Южному ФО.
Увеличение объема поставок в офлайн магазины и маркетплейсы в первую очередь связано с желанием продавцов «запастись» товарами, чтобы не упустить возможность удовлетворить спрос покупателей, поясняет Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».
«Увеличение объемов поставок может варьироваться в зависимости от категории товаров и региона, но в среднем это от 20 до 50% по сравнению с обычными периодами», – добавляет М. Коптев.
С его слов, сбои в поставках могут случиться по разным причинам. В том числе из-за дефицита контейнеров для отправки товаров из Китая, а также из-за задержек и очередей на погранпереходах. Таможенные органы не справляются в высокий логистический сезон.