Чтобы потенциал деловой активности арктических предпринимателей был полноценно использован, недостаточно изолированной активности отдельных компаний. Нужна их увязка в локализованной местной производственной системе, позитивное влияние одной малой фирмы на другую, одного предпринимателя на другого, считает И. Муравьев. Это касается в первую очередь взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним бизнесом, для чего потребуется законодательно закрепить преференции для предпринимателей Арктической зоны при размещении заказов крупными промышленными предприятиями, предусмотрев льготные условия обеспечения конкурсных заявок для местных субъектов малого и среднего предпринимательства.
«Арктический бизнес не может функционировать по общероссийским правилам. Поскольку мы выделяем отдельно Арктическую зону, то и арктический бизнес нужно тоже рассматривать отдельно», – заметил И. Муравьев. Продолжая свою мысль о социальном значении развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне, спикер обратил внимание, что сегодня в арктических регионах недостаточно развиты формы обменов передовым опытом и практиками предпринимательского движения.
При имеющихся высоких страховых ставках, с учетом и без того непростых условий ведения бизнеса, предприниматели вынуждены нести бремя по реализации механизма так называемых государственных гарантий за собственный счет.
Часто малый размер местных предприятий отсекает их от участия в процедуре госзакупок по формальным критериям, поэтому необходимо предусмотреть возможность формирования консорциума как объединения нескольких малых предприятий – юридических лиц при подаче заявки на участие в конкурсе. По мнению И. Муравьева, необходимо обязать госкорпорации, работающие в Арктике, довести к 2025 году долю местного малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок товаров и услуг до 50%. Следующей мерой может стать обязанность оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение 30 календарных дней со дня приемки товаров, работ, услуг. Кроме того, необходимо исключить все конкурсные процедуры при поставках продукции, товаров, услуг в поселениях в районах с ограниченными сроками завоза грузов. Более того, для совершенствования нормативного правового обеспечения деятельности арктических предпринимателей необходимо учитывать специфику регионов Крайнего Севера и Арктики во всем федеральном законодательстве. По мнению эксперта, целесообразно иметь в базовых законах Российской Федерации отдельную статью «Особенности применения настоящего закона в районах Арктической зоны и Крайнего Севера».