С инициативой разобраться в железнодорожной логистике вышел Минпромторг РФ. «Помимо Восточного полигона (где имеются сложности с вывозом. – Прим. ред.), есть ситуация, которая, на мой взгляд, в настоящих условиях недопустима. Фактически застопоривается экспорт российской продукции. Такая ситуация сложилась в портах, например, в Новороссийском, когда грузы просто не принимаются к транспортировке», – заявил замдиректора департамента металлургии и материалов министерства Андрей Савельев.
Причина вызвана последними действиями РЖД с перемещением вагонов, в том числе порожних, в рамках борьбы с так называемым лишним парком. Действующие шаги монополии препятствуют адресации подвижного состава и принятия груза в порту, утверждает чиновник.
«Также необходимо до конца разобраться и определить правила доступа к железнодорожной инфраструктуре. Не должны стоять металлургические комбинаты как производства непрерывного цикла на каких-то задворках, последних местах», – убежден А. Савельев.
Позиция отраслевого сообщества
Новый ПНД пора бы запустить, соглашается президент ассоциации «Русская сталь» Алексей Сентюрин.
«В настоящее время есть все поручения, но до сих пор пока не удалось утвердить перечень непрерывно работающих предприятий, где сказано, что необходимо в приоритете обеспечивать сырьем эти предприятия. Нужно это уже завершить», – подчеркнул он.
Данный вопрос сейчас обсуждается на уровне профильных министерств. Вместе с тем вмешательства федеральных структур требует ситуация с регулировкой перемещения порожних вагонов на сети РЖД.
Необходимо станции, где происходит погрузка металлопродукции, а также порты исключить из этого процесса, предлагает глава «Русской стали».
«Потому что у нас полный коллапс. Группа НЛМК не может вывезти состав на экспорт. Причем нонсенс, когда мы и так на экспорт не можем продать, но даже то, что продано, мы не можем вывезти», – сетует А. Сентюрин.
При этом, продолжает он, РЖД, понимая, где формируется грузовая база, имеют право вагоны, которые простаивают на путях в портах либо на заводских путях, изымать и срочно отдавать на близлежащие станции, где формируются отправительские маршруты. Возникающие в этом случае противоречия возможно нормативно отработать с Минтрансом.
С целью улучшения ситуации в металлургии, поддержания уровня производства предприятий отрасли предложено провести совещание совместно с Министерством транспорта, Министерством промышленности и торговли, ОАО «РЖД» и металлургами, проинформировал зампред комитета Совфеда по экономической политике Дмитрий Ворона.