Сортировочный центр в 40 тыс. кв. м компания «СДЭК» запустила в Домодедово в прошлом году. Как рассказывает Евгений Бахарев, CEO фулфилмент СДЭК, производительность его составляет порядка 10 тыс. посылок в час: «Подчеркну – это не теоретическая производительность, а практическая. Склад уже работает в таком режиме. Она будет удвоена, когда мы достроим второй этаж».
Двухкилометровая сортировочная линия была разработана специально для компании «СДЭК», спикер заявляет, что она не имеет аналогов в России – посылки на ней автоматически сканируются, взвешиваются, измеряются и распределяются по 300 направлениям доставки, а данные о них сохраняются в базе. Одно из направлений – груз, предназначенный для авиаперевозки. Его проверяют интроскопы, ровно такие же установлены в аэропортах. Если посылка признана потенциально опасной, сортер – самостоятельно – направляет ее в зону для ручной проверки. Однако у умной технологии есть узкие места, признается спикер: «Характер грузов разный. Есть у нас яркий пример, который произошел в прошлом году: по сортировочной линии поехала правильно упакованная в коробку гиря, но ручка гири попала в стык и порвала весь рукав, то есть весь сортер встал. Получается, если что-то сломалось в линии – какая-то одна деталь, – то встал весь сортировочный центр. Нам нужна или ремонтная бригада, которая будет дежурить круглосуточно, или роботы. Если один из роботов сломался, то у тебя есть еще 99».
В настоящий момент компания ставит на роботов. Им будет отдан склад в 18 тыс. кв. м, который СДЭК строит в Петербурге. Эксперт подчеркивает, что люди на этом складе не будут мешать работе роботов.
«Мы 6 лет работаем с сортерами и уже понимаем, что это пассив. Сортировочную линию построил, и ты не можешь организовать склад. А с учетом того, что рынок e-com растет, сортировочные линии не устраивают. Потому что перевозить сортер – это сложно, дорого и долго», – продолжает CEO фулфилмент СДЭК.
Кстати, компания намерена и выдачу заказов построить с минимальным участием людей. Сейчас у компании порядка 3 тыс. пунктов выдачи заказов, но в планах – увеличить их количество. «Это бурный тренд – люди порядка 70–90% забирают в пунктах выдачи. Им так проще», – заявил эксперт.
Международные амбиции
Компания насколько лет назад отказалась от фулфилмент-складов (склад для выполнения заказов дистанционной торговли), однако за последний год в России было открыто 10 пунктов, в планах – открыть свой склад во всех городах миллионниках. Более того, уже есть фулфилмент-склады в Англии, Германии, Таиланде, Польше и Казахстане – всего 25 стран, это 40 тыс. пунктов выдачи. «Международную долю хотим довести до 30%. В этом году откроем еще несколько площадок в Европе и странах СНГ. Европа интересна нашим клиентам, потому что в России из-за низкой стоимости труда стало конкурентным производство. И мы хотим стать компанией, которая сможет вывести российских производителей на международный уровень», – признается Е. Бахарев.
Компания в настоящий момент тестирует разные виды транспорта. Ставят в первую очередь на автомобильный, но товары из/в Китай будут добавлять железнодорожными контейнерами, сейчас система проходит тестирование. Есть планы по фрахту самолетов.