К настоящему времени завершено проектирование Ленского моста и его правобережного подхода. Ведутся работы по инженерным изысканиям, устройству технологических площадок со строительством подъездных путей на левом берегу. На правом берегу Лены будут подготовлены площадки для рабочего городка и мест хранения материалов.
Автомобильный мост должен быть построен на основе концессионного соглашения в соответствие с 5-летним планом дорожной деятельности на 2024–2028 годы.
Объект оценивается в 129 млрд руб. При этом объем федеральный поддержки первоначально запланирован в 42,8 млрд руб. Остальную часть средств предполагалось привлекать из других источников. Эту работу должны взять на себя регион и концессионер.
Между тем власти Якутии просят увеличить размер федерального финансирования. По словам первого зампредседателя правительства республики Дмитрия Садовникова, 42,8 млрд руб. – это треть от необходимых инвестиций, объем финансовой поддержки из федерального бюджета должен быть не ниже 50%, или примерно 65 млрд руб.
«В Росавтодор в апреле текущего года направлена заявка на участие в отборе концессионных проектов на 65 млрд руб. Ее рассмотрение запланировано в течение II полугодия 2024 года», – проинформировал Д. Садовников.
Кроме того, уточнил он, регион направил обращение в Министерство транспорта России о поддержке заявки Якутии на вышеуказанную сумму.
Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Евгений Нефедов подтвердил факт получения просьбы региона об увеличении федерального финансирования.
По его словам, доля участия Федерации в этой стройке на сумму 42,8 млрд руб. была согласована в прошлом году правительственной комиссией. Возможность увеличения размера ассигнований будет рассматриваться в этом году в рамках бюджетного цикла на 3-летний период, а также на правительственной комиссии по региональному развитию.
«Вместе с тем сразу хотел бы отметить, что свободных лимитов в таком объеме, чтобы увеличить в сжатые сроки, особенно в ближайшие годы, наверное, нет. Поэтому здесь будем исходить из инвестиционных возможностей федерального бюджета», – сказал Е. Нефедов.
Избежать долгостроя
Как отметил первый зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий, Ленский мост – достаточно финансово емкий объект капитального строительства по сравнению с другими подобными сооружениями в стране. Тем не менее должна быть ясность в организации финансовой схемы.
«Можно превратить эту стройку в вековую, которая, разумеется, не удешевит проект, а в разы приведет к удорожанию», – подчеркивает В. Городецкий.
Стоит сказать, власти Якутии торопят с ходом реализации. Для разворота масштабных работ в этом году необходимо не менее 11 млрд руб., сообщил Д. Садовников. Из этой суммы за счет привлечения кредита Сбербанка планируется взять 6 млрд руб. под обеспечение средств регионального бюджета на 2024–2025 годы. Еще 5,2 млрд руб. нужно в качестве опережающего федерального финансирования, предусмотренного бюджетом на 2024–2026 годы.
Вместе с тем, заявил на днях глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, стройка начнется в 2025 году.
Стоит сказать, строительство моста через Лену у Якутска позволит коренным образом изменить ситуацию с круглогодичной наземной транспортной доступностью населения республики. После сдачи объекта она возрастет с сегодняшних 20,7% до 87%.