Транзит приводят в чувство
В прошлом десятилетии МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» начали задействовать для организации транзитных железнодорожных/автомобильных перевозок из северо-восточных провинций КНР, не имеющих прямого выхода к Японскому морю, к портам Владивостока, Восточного (Находки), а также Зарубино, Славянки.
Грузы проходили через пункты пропуска Суйфэньхэ – Гродеково/Пограничный и Хуньчунь – Камышовая/Краскино и далее к морским терминалам. Таким образом они поступали с севера Китая на юг этой страны либо в другие страны Азии, главным образом, в Японию и Республику Корея.
Рекордный показатель грузооборота по МТК «Приморье-1» был установлен в 2019 году – перевезли 7,6 тыс. TEU, а по МТК «Приморье-2» тогда перевезли около 4 тыс. TEU.
Впоследствии транзит по обоим МТК фактически прекратился.
Сейчас заинтересованные стороны работают над тем, чтобы транзитные перевозки получили новый импульс. Как отметила финансовый директор АО «Международный морской перегрузочный терминал» (ММПТ) Наталья Шакурова, в 2023 году Главное таможенное управление КНР включило порты Приморского края в список портов, через которые транзитные грузы могут доставляться из северных районов Китая (это, в частности, провинции Хэйлунцзян, Цзилинь) в южные и обратно. Это дает правовую основу для возобновления перевозок по единой таможенной процедуре.
Китайских грузоотправителей в первую очередь может заинтересовать укороченная схема доставки товаров. Зачастую грузы с севера на юг КНР идут через порты провинции Ляонин, расстояние до которых около 1 тыс. км, тогда как, например, от российско-китайской границы до порта Славянка – 95 км.
В настоящее время, сообщила Н. Шакурова, российский стивидор сотрудничает с китайской логистической компанией и к 2026 году планирует довести перевалку контейнеров в Славянке до 150 тыс. TEU в год.
По словам замначальника Дальневосточной железной дороги Виктора Демьянко, работа транспортных коридоров «Приморье» будет переформатирована. Приоритет получат перевозки сельхозпродукции (зерновые) и контейнерных грузов.
В качестве тенденции железнодорожник отметил, что сегодня все больше поступает импорта из Китая через ЖДПП Гродеково в контейнерах, хотя в объемных показателях импортный поток снизился к прошлогоднему уровню.
«Есть снижение количества перемещаемых грузов в тоннаже, при этом в вагонах количество выросло на 47% (за 10 месяцев 2024 года к прошлогоднему уровню. - Прим. ред.) Это связано с трендом на контейнеризацию. Контейнерных поездов через Гродеково мы пропустили в этом году больше», – уточнил В. Демьянко.
Инфраструктурная политика
Широко реализовать потенциал коридоров мешают инфраструктурные ограничения, признал представитель ДВЖД. Но развитие инфраструктуры продолжается.
В частности, реконструируется пограничная станция Камышовая. Там увеличено количество путей под колею 1520 мм, а на следующий год будут строить дополнительные пути под колею 1435 мм. Кроме того, в планах – возведение перегрузочной площадки, что позволит более эффективно организовать в пункте пропуска досмотровые операции.
Электрифицировать участки железной дороги, которые ведут к МТК «Приморье-2» пока не планируется, уточнил В. Демьянко, поскольку в настоящий момент приоритетным является проект электрификации участка БАМа Волочаевка-2 – Комсомольск – Советская Гавань. Но в дальнейшем на ДВЖД рассмотрят этот вопрос.
Также модернизируются автомобильные переходы Пограничный и Краскино. По данным на октябрь, строительная готовность по этим объектам соответственно составляла 48 и 47%.
При этом нужно развивать к ним подходы.
Как сообщил зампред правительства Приморского края Николай Стецко, регион увеличивает финансирование по развитию подъездных путей к автомобильным пунктам пропуска. В этом году на эти цели выделено 1,3 млрд руб., в следующем запланировано 2,2 млрд руб. Предстоит привести в порядок 45,8 км дорожных участков.