МТК Север – Юг – это три основных маршрута, которые завязаны на Каспийском море.
Транскаспийский маршрут предусматривает проход грузов через порты Астрахани и Махачкалы, Западный маршрут – транспортировка по Азербайджану до пограничной станции Астара; Восточный – прямое железнодорожное сообщение с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен – Серахс. Однако она прерывается, констатирует посол Ирана в России Казем Джалали. На участке между Рештом и Астарой грузы перегружают с железнодорожной сети и везут автомобильным транспортом. Чтобы этого не случилось, Север – Юг должен стать маршрутом для перевозки грузов из Индии, Юго-Восточной Азии, Африки и стран Ближнего Востока в Европу и обратно, минуя Суэцкий канал, но этот небольшой участок мешает бесперебойности движения, признаются эксперты.
Можно было бы направить грузы по другой ветке, более того, Армения в 2021 году заявляла о планах по завершению строительства двух участков МТК Север – Юг (Талин – Ланджик и Ланджик – Гюмри) общей протяженностью 41,7 км. Однако сделать это невозможно – в июне текущего года Ереван заявил, что проект выполнен только на 6%, говорит генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
«Причина – нехватка финансирования. Сейчас работы на участках ведутся, а также объявлен конкурс на поиск подрядчиков для ремонта отрезка Каджаран – Агарак», – добавляет он.
Усилить маршрут намерены также строительством дополнительных станций на границе между Россией и Азербайджаном, также запланирована модернизация железнодорожных путей Дагестана, здесь же построят погранпереход Самур II. На эти цели необходимо 1,5 млрд руб., подчеркивает Олег Шевцов.
Иран – хаб и партнер
Однако представители Ирана настаивают: в рамках транспортного коридора Север – Юг развивать надо железнодорожное направление, которое связывает Персидский залив с Финским.
«Иран может стать очень хорошим хабом для импорта товаров через Иран в Россию. Те товары, которые мы можем сами производить, мы сами отправляли бы в Россию, и если что-то нужно, можно в других местах закупить и через Иран привезти в Россию, поэтому этот вопрос мы тоже очень серьезно прорабатываем», – говорит чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России.
Председатель совета директоров иранской транспортно-логистической компании «Бехине Тарабар Ажур» Мустафа Акдам заявил накануне на ежегодной международной конференции «Большой порт Санкт-Петербург: проблемы и перспективы в современных условиях» заявил, что пока планы по достройке МТК Север – Юг – только планы, а реальных шагов в этом направлении нет.
«Если Россия захочет реализовать этот проект, то транспортный коридор обязательно появится», – говорит он.
Бизнесмен Ирана подчеркивает, что для российских перевозчиков Иранские железные дороги готовы предоставить и перевозочные мощности, и льготные условия по транспортировке.
«Есть собственный терминал, локомотивный парк и парк контейнеров. Везем и по железной дороге, и по морю, и по автотрассам. Работаем через оманское направление», – говорит он.
Однако, как признается Олег Шевцов, развитие МТК Север – Юг зависит от эффективности партнерства бизнеса всех государств – участников проекта. Например, решить проблему дефицита контейнеров для морских и железнодорожных перевозок поможет соглашение между РЖД и контейнерной корпорации Индии.
«Сейчас одна из крупнейших индийских верфей Mazagon Dock Shipbuilders Limited – ведущая в оборонном государственном секторе Индии – сотрудничает с российской верфью «Звезда» в строительстве новых судов. До этого индийская компания предоставила контейнерный парк и другое свое оборудование для организации и развития перевозок на международном транспортном коридоре», – добавляет он.