«Больше всего загружены пункты пропуска с казахской стороны. В предновогодний сезон на фоне резкого роста объема грузоперевозок из Китая – их объем увеличился на 30% по сравнению с двумя предыдущими месяцами – количество досмотров следующих из Казахстана грузов выросло до 90–95% от их общего числа. Процедура длится от 10 минут до 2 суток при досмотре с полной выгрузкой и отправкой СТС», – доложил на одном из заседаний в рамках «Транспортной недели-2024» директор по транспортной логистике ПЭК Александр Дьяконов.
По состоянию на 12 ноября средний срок автодоставки между Казахстаном и Россией увеличился на 32% по сравнению с предыдущим месяцем, а стоимость – на 15–20%, и она продолжает расти.
«На 12 ноября большинство складов переполнено, компания ожидает свободных мест для обработки и оформления от 1 до 7 дней. Сутки простоя вблизи погранперехода обходятся перевозчику примерно в 15 тыс. рублей в сутки. Большая часть затрат приходится на топливо и фонд оплаты туда водителей», – добавил А. Дьяконов.
В числе озвученных предложений – необходимость ускорить модернизацию погранпунктов между Россией и Казахстаном, и в первую очередь – наиболее перегруженных: Бугристое – Кайрак, Петухово – Жана Жол, Веселояр – Ауыл, реконструкция которых, по данным Росгранстроя, запланирована до конца 2026 года; необходимость открыть дополнительные площадки для оформления и осмотра транспорта, увеличить количество автомобильных полос, расширить подъездные пути, а также запустить сервисные зоны для ожидания и отдыха водителей, которых сейчас остро не хватает.
Статс-секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев напомнил, что в соответствии с майским указом президента 10 пунктов пропуска с Казахстаном определены к реконструкции как приоритетные и все работы по ним должны завершиться в 2027 году. По итогам работ плановая мощность возрастет до 1448 единиц грузового транспорта в сутки. Что касается пункта пропуска Бугристое, контракт по нему действительно заключен с исполнением в IV квартале 2026 года. После реконструкции его мощность вырастет с текущих 13 до 32 единиц транспорта в сутки – 15 следующих из России и 16 следующих в Россию.
«Но проблема там в другом. В том, что даже после реконструкции у нас с 13 до 32 единиц, у казахов запланировано [к пропуску] всего 10 [единиц транспорта], и у нас задача в первую очередь синхронизировать с ними планы. 27 ноября в Астане запланирована встреча президентов РФ и Казахстана, где будет подписано соглашение по синхронизации в части инфраструктуры, – подчеркнул Д. Зверев. – С электронной очередью та же ситуация. С нашей стороны ее ввели для водителей бесплатно, казахи – платно. Не волнуйтесь, у нас есть другие методы регулирования, в первую очередь – ограничение количества перевозок казахстанской стороне. Главный принцип международного права – взаимность и реторсия, мы возвращаем несправедливое отношение к нашим перевозчикам и логистам и надеемся, что к Новому году ситуация будет выправлена».