+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2024 16:21:28
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

На форуме «Международный день торговли – 2024» эксперты подготовили рекомендации Правительству РФ, способствующие развитию транспортной отрасли

Документом предлагается ряд мер для достижения целей нацпроектов, а также стабилизации работы участников рынка.

На ежегодном Форуме «Международный день торговли – 2024», который объединил свыше 1000 производителей, импортеров и экспортеров, логистических и финансовых компаний, государственных деятелей, юристов, представителей общественных бизнес-объединений, сотрудников высших учебных заведений из 40 субъектов Российской Федерации, осознавая глобальный характер современных экономических вызовов и необходимость скорейшего решения вопросов внешнеэкономического развития, учитывая, приоритеты развития России, в том числе, национальные цели, поставленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», особенно по обеспечению к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года, рассмотрели и обсудили следующие вопросы:

 

-                    взаимодействие власти и бизнеса во внешнеэкономической деятельности;

-                    вектор развития российской экономики. Результаты импортозамещения и достижения технологического суверенитета;

-                    результаты параллельного импорта;

-                    меры поддержки импортеров и экспортеров;

-                    административная и налоговая нагрузка на участников ВЭД;

-                    трансграничные платежи, международные расчеты нового времени;

-                    новые логистические решения и маршруты;

-                    выход на новые рынки. Экспортные стратегии;

-                    перспективы и вектор развития внешнеэкономических связей с недружественными странами

-                    точки роста и ограничения развития межрегионального сотрудничества;

-                    будущий профессиональный климат участников ВЭД.

 

Ассоциация совместно с участниками Форума, выражая консолидированное мнение, для достижения целей Форума:

Отмечают важность, сложность и эффективность проводимой Правительством Российской Федерации работы по поддержке и развитию внешнеэкономической деятельности, предоставлению государственной поддержки участникам ВЭД, снижению административной нагрузки, Ассоциация экспортеров и импортеров совместно с участниками Форума акцентируют внимание на том, что бизнес ежедневно сталкивается c новыми сложными задачами, требующими оперативных и эффективных решений.

Ассоциация совместно с бизнес-сообществом активно участвует в выработке решений по вопросам ВЭД и для этих целей взаимодействует с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минсельхозом России, Минтрансом России, Центром по внешней торговле при Минпромторге России, ФТС России, ФНС России, РЭЦ и другими ведомствами.

1.           Обращают внимание, на то, что Ассоциация получает множество обращений от компаний по вопросу задержек либо отказов в прохождении платежей между странами. Этот фактор становится барьером для компаний с экспортно-импортным потенциалом. Органы власти, уполномоченные за развитие ВЭД, часто предлагают бизнесу агентские схемы расчетов, что принципиально не решает проблему стабильности платежей. В 2022 году АЭИ выступила с инициативой создания условий для осуществления трансграничных платежей в рамках экспериментальных правовых режимов, а в 2024 году инициатива АЭИ поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации в виде законопроекта.

1.1.     Рекомендуют Министерству финансов Российской Федерации, Центральному Банку Российской Федерации, Комитету Совета Федерации по экономической политике:

рассмотреть возможность создания центра международных расчетов как в виде подведомственного учреждения федерального органа исполнительной власти, так и в виде отдельной ведомственной структуры, в полномочия которого входил бы мониторинг, анализ и выработка предложений по оптимальным маршрутам для платежных транзакций на основе различных факторов, включая стоимость, скорость и надежность. Ассоциация, как профессиональное сообщество, готова принять участие в работе и оказать всестороннее содействие в создании вышеуказанной структуры и войти в её состав в качестве экспертов.

 

2.                   Обращают внимание, что в настоящее время акцент Правительства Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности сделан на экспорте: реализуется Национальный проект «Международная кооперация и экспорт», создана инфраструктура поддержки и развития, создан государственный институт поддержки экспорта АО «Российский экспортный центр», в работу вовлечены федеральные и региональные органы власти, институты развития, разрабатываются единые экспортные стандарты, разработан комплекс мер государственной поддержки для компаний, которые выходят на зарубежные рынки, формируются управленческие команды, создаются региональные программы развития экспорта. ведется подготовка профильных кадров. В тоже время, по мнению экспертного сообщества и бизнеса, импортерам уделяется недостаточное внимание: отсутствует единая координирующая импорт структура, не ведется системная работа с компаниями, которые начинают заниматься импортом, не разработан четкий механизм взаимодействия с органами власти, с контрольно-надзорными ведомствами.

 

2.1.              Рекомендуют Минпромторгу России, Информационно-аналитическому центру по вопросам внешнеторговой деятельности при Минпромторге России, Комитету Совета Федерации по экономической политике:

рассмотреть возможность создания направления либо расширения полномочий Центра по внешней торговле при Минпромторге России по проблематике отдельных вопросов импорта. Ассоциация, как профессиональное сообщество, готова принять участие в работе и оказать всестороннее содействие в создании вышеуказанной структуры и войти в её состав в качестве экспертов.

 

3.           Отмечают, что в настоящее время органы власти и институты поддержки экспорта активно работают над развитием экспорта по новым направлениям. Однако бизнес сталкивается с проблемой отсутствия информации (её недостаточности, разрозненности) о новых рынках сбыта, потребности в продукции, алгоритмах входа и механизмах взаимодействия с отраслевыми органами власти, специфики работы с таможенными и налоговыми органами, платежами, культурой делового быта и т.п.

 

3.1.              Рекомендуют Правительству Российской Федерации, Минпромторгу России, Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минтрансу России, МИДу России, Комитету Совета Федерации по экономической политике:

рассмотреть возможность разработки для экспортеров страновых стратегий по выходу и работе на новых рынках с привлечением Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и институтов поддержки ВЭД.

 

4.           Признают, что несмотря на действие для экспортеров целого комплекса мер, цифровых сервисов поддержки и развития экспорта, бизнес сталкивается со сложностью процедур поддержки, отсутствием комплексного предложения по экспорту, отсутствием интуитивно-понятной и предлагающей решения платформы.

 

4.1.              Рекомендуют Минпромторгу России, Российскому экспортному центру, Комитету Совета Федерации по экономической политике:

рассмотреть возможность упрощения и индивидуализации предлагаемых мер поддержки экспортерам.

 

5.           Отмечают, что Правительством Российской Федерации проводиться активная работа по формированию в дружественных странах инфраструктуры поддержки участников ВЭД: работают Торговые представительства РФ, торговые и цифровые атташе, создаются представительства РЭЦ, банков и т.п. Вместе с тем, каждое ведомство поддерживает своё отраслевое и страновое направление. Бизнесу становится сложно эффективно ориентироваться во всех предлагаемых возможностях поддержки за рубежом.

 

5.1.              Рекомендуют Правительству Российской Федерации, Комитету Совета Федерации по экономической политике:

рассмотреть возможность разработки единой стратегии по синхронизации работы зарубежных представительств ведомств для эффективной и адресной поддержки бизнеса.

 

6.           Констатируют, что вопрос обеспечения профессиональными кадрами в ВЭД является одним из ключевых в развитии ВЭД. Ассоциация, являясь общественным объединением, взаимодействует с бизнесом и ВУЗами по кадровому вопросу. Большинство выпускаемых специалистов имеют широкий профиль в сфере ВЭД. В настоящее время существует потребность в узкопрофильных специалистах, подготовленных под конкретные страновые направления. Кроме того, требуется на этапе обучения вовлекать бизнес в написание учебных программ, интегрировать компании в учебный процесс с целью дальнейшего трудоустройства выпускников.

 

6.1.              Рекомендуют Минобразования России, Минпромторгу России, Комитету Совета Федерации по экономической политике:

рассмотреть возможность на этапе обучения привлечение бизнеса к созданию образовательных программ, их участия в учебном процессе с целью дальнейшего трудоустройства выпускников и профориентации студентов под нужды ВЭД бизнеса.

 

7.       Обращают внимание, что большая роль в реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» отводиться инфраструктуре поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации. Возрастает значимость региональных центров поддержки экспорта в достижении национальных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Центры поддержки экспорта являются ключевым и важным аспектом в реализации экспортного потенциала, экспортных стратегий предприятий. Они понимают специфику регионов, владеют информацией о производимой продукции и услугам. Их работа влияет на экспортные стратегии субъектов Российской Федерации и страны в целом.

 

7.1.              Рекомендуют Правительству Российской Федерации, Минпромторгу России, Минэкономразвития России, Минфину России:

рассмотреть возможность увеличения финансирования работы центров поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации в рамках нового национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

 

8.           Отмечают, что импортеры что при ввозе товаров из перечня для параллельного импорта таможенные органы не принимают сертификат происхождения (СТ1), выданный изготовителем первому покупателю (посреднику). Получить сертификат происхождения от изготовителя для покупателя в Российской Федерации, в условиях санкций невозможно. СТ1, который получен от изготовителя на первого покупателя не принимается к оформлению и, как следствие, страна происхождения при таможенном оформлении не определена, что влечет существенное увеличение таможенных пошлин, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.2022 г. № 2240 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации".

 

8.1.              Рекомендуют Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации:

поддержать законодательную инициативу по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 07.12.2022 г. № 2240 в части дополнения критериями неприменения повышенных ставок в отношении товаров, происхождение которых возможно подтвердить совокупностью документов (сертификатом о происхождении, выданным на посредника, а также контрактом, товаротранспортными и коммерческими документами между производителем/отправителем и посредником, между посредником и российским получателем и т.п.) либо иным способом.

 

9.                   Обращают внимание на проблему с принятием в России фитосанитарных сертификатов зарубежных поставщиков при таможенном оформлении. Из-за сегодняшних проблем с логистикой и необходимости осуществления перегрузок и смены транспортных средств во время транспортировки, первоначальный номер транспортного средства, который был указан в сертификате при отправке партии товаров, возможно подтвердить только цепочкой документов о перегрузе или смене транспортного средства, либо подтвердить номера транспортных средств совсем невозможно.

 

9.1.              Рекомендуют Евразийской экономической комиссии и Россельхознадзору:

рассмотреть возможность исключения требования указания номеров транспортных средств в фитосанитарных сертификатах первоначального продавца партии товаров либо установить иные критерии, позволяющие определить партию подкарантинной продукции, подпадающей под выданный в стране изготовителя сертификат.

 

10.   Отмечают, что у бизнеса возникают вопросы по содержанию статьи 40

«Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары касательно агентского вознаграждения платежного агента, действующего в интересах покупателя» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В условиях действия санкций, при невозможности прямых оплат из России иностранному продавцу, российские компании вынуждены пользоваться услугами финансового/платежного агента.

10.1.          Рекомендуют Министерству финансов Российской Федерации:

дать разъяснения статьи 40 ТК ЕАЭС в части подтверждения того, что расходы покупателя на привлечение платежного агента не должны включаться в таможенную стоимость при таможенном оформлении на территории Российской Федерации.

 

11.               Обращают внимание, что одной из ключевых проблем экспортеров является сложность поставок нефтегазового оборудования российского производства в страны Ближнего Востока в связи требованиями к наличию сертификатов американского института нефти (API), являющийся мировым сертификационным органом.

11.1.          Рекомендуют Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):

продолжить работу по гармонизации требований и признанию странами Ближнего Востока стандартов Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ) для нефтегазового оборудования.

 

Резолюция подписана вице-президентом Ассоциации экспортеров и импортеров А. Д. Леером

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions