Сегодня подразделения транспортной безопасности (ПТБ) могут располагать широким набором технических средств контроля и досмотра. К примеру, в метро Казани за последнее время прошло масштабное обновление досмотрового оборудования.
«Были закуплены, установлены и сейчас эксплуатируются стационарные рамки металлодетекторов, двухракурсные рентгенотелевизионные установки для досмотра багажа, ручные металлодетекторы, газоанализаторы, персональные видеорегистраторы для работников ПТБ. Сейчас мы решаем вопрос по радиационному контролю», – сообщил на круглом столе «Досмотр в системе мер обеспечения транспортной безопасности: технологии и человеческий фактор» замначальника отдела транспортной безопасности МУП «Метроэлектротранс» Дамир Гарифзянов.
Техническая оснащенность ПТБ имеет серьезное значение для предотвращения угроз на транспорте. Если говорить о современных интроскопах, то влияние человеческого фактора при досмотре с учетом возможностей современного оборудования, по словам Д. Гарифзянова, составляет не более 1%.
Другая ситуация со стационарными рамками металлодетектора: здесь уже уровень подготовки специалиста играет ключевую роль. Есть также случаи, когда вне зависимости от технических характеристик и стоимости того или иного устройства, полагаться на него, а не на работника ПТБ в первую очередь, нельзя.
«Ручной металлодетектор, не имеет значения, стоит он 500 руб. или 32 тыс. – в руках непрофессионала просто палка», – заявил Д. Гарифзянов.
Внимание, сон
В 60-70% оценил влияние человеческого фактора на эффективность досмотровых мероприятий директор научно-учебного центра «Абинтех» Виктор Волынский. «Никакая даже самая совершенная техника, если ее достают со склада только для того, чтобы показать комиссии, никак, потому что на ней никто не умеет работать, не повлияет на качество обеспечения досмотра», – говорит он.
Само понятие человеческий фактор эксперт условно разделил на 3 группы факторов. Первая – это знания, умения и навыки самого специалиста, другая – организация работы службы безопасности или предприятия, третья – мотивация.
«Мотивация зависит от зарплаты и не только от нее. Она зависит от работы с этим человеком, воспитательной работы с ним», – отмечает В. Волынский.
Действительно, низкий уровень мотивации у сотрудников служб транспортной безопасности, халатное отношение к должностному функционалу, недостаток профессиональных навыков вместе с проблемой избыточности нагрузки на работника, несоблюдением сменного графика работы – основные причины ошибок в пунктах досмотра, связанные с человеческим фактором, свидетельствует разработчик аппаратно-программного комплекса компании Wekey Сергей Борисов.
Компания в течение 1,5 лет проводила тесты в 11 аэропортах страны по отслеживанию состояния операторов рентгенотелевизионной установки (РТУ). Фиксировались такие случаи, как расфокусировка внимания, отвлечение от экрана монитора интроскопа, сон, покидание рабочего места и т.п.
«Согласно результатам проводимых нами тестов, до 30% сканируемых сумок операторы [пунктов досмотра] не досматривали должным образом или не досматривали вообще. В большинстве случаев это происходит из-за потери бдительности и усталости персонала службы безопасности», – уточнил С. Борисов.
С целью снижения влияния человеческого фактора компания разработала автоматизированную систему предотвращения проникновения угроз, построенную на базе технологии анализа видеоизображения и сверточных нейронных сетей. Она отслеживает состояние сотрудника ПТБ, оценивая работоспособность и уровень концентрации внимания.
«Сфера ее применения не ограничивается только РТУ. Это могут быть также ситуационные центры, кабины машиниста поезда, трамвая, чего угодно», – сказал С. Борисов.