Электронная навигационная пломба – многоразовое средство идентификации на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС». Инструмент позволяет отслеживать груз в режиме онлайн на протяжении всего пути следования, начиная с момента его установки и до снятия. Это устройство также сигнализирует о попытках незаконного доступа к грузу, что снижает риск его кражи и защищает от возможных хищений в процессе транспортировки. Благодаря этому незаконное вовлечение отдельных категорий товаров в оборот становится невозможным. Все необходимые данные передаются в специализированную информационную систему. Национальным оператором отслеживания перевозок в Беларуси определено РУП «Белтаможсервис», в Российской Федерации – ООО «Центр развития цифровых платформ».
Применение пломб нельзя назвать новинкой, подобная процедура выполнялась и ранее, однако раньше по белорусской территории до границы с Россией автомобиль шел с белорусской пломбой, после она снималась и устанавливалась российская. Сейчас же обеспечивается полная прослеживаемость движения груза на протяжении всего маршрута без снятия пломбы. Процедура установки выполняется как при непосредственном импорте, так и при сквозном транзите.
Дорогое благо
«Пломбы устанавливаются в пунктах пересечения границы на двери транспортного средства. В специализированную информационную систему, к которой есть доступ у Федеральной таможенной службы России, передается информация о движении, маршруте машины, фактах снятия или взлома пломбы, о потере сигнала и даже низком заряде устройства. Сниматься пломба будет на таможенном посту назначения, – объяснила ведущий менеджер по работе с ключевыми клиентами FM Logistic, Global Supply Chain Наталья Тихонова. – Какие сложности могут возникнуть в связи с этим нововведением? Точно будем наблюдать задержки в доставке, обусловленные тем, что перевозчикам надо адаптироваться к новой процедуре, которая будет занимать какое-то время. Перевозчикам придется вкладывать дополнительные средства для подключения к системе. К стоимости фрахта также будет прибавляться стоимость самой навигационной пломбы – это около €120 (порядка 12 200 руб. – Прим. ред.). Все это приведет к удорожанию перевозки. На нас как на конечном потребителе это отразится в цене товаров на полке».
По другим данным, стоимость использования устройства – 10 базовых величин (1 базовая величина с 1 января – 37 BYN), то есть 370 BYN (10 618 руб.), что, тем не менее, немало, если учесть, что пломба одноразовая.
Эксперт также пояснила, что пока неясен механизм работы в случае консолидированной перевозки грузов – если в траке едут партии товаров нескольких клиентов, то пока непонятно, как будет вестись проверка груза на таможенном посту, пломба будет сниматься и вновь навешиваться на двери или предусмотрен другой механизм, раз устройство нельзя использовать повторно.
«Поскольку пломба вешается на трак, полостью закрывая доступ, как товар далее будет распределяться, если в кузове едут грузы, которые не попадают под постановление?» – задала вопрос Н. Тихонова.
Об опыте перевозки товаров с установкой пломбы рассказала один из экспертов в сфере логистики и перевозок: «У нашей компании был опыт [применения навигационных пломб] еще до того, как было официально объявлено об этом постановлении. Пломбы одноразовые, они просто снимаются и все. Фактически все происходит так: на погранпереходе таможенными службами навешивается пломба, ими же обязательно прописывается маршрут, естественно, по платным дорогам. Отступление от маршрута штрафуется, поскольку это административное нарушение. Впоследствии перевозчику выставляется счет и за платные дороги, и за пломбу».
Кстати, для перевозки некоторых товарных групп в Китай также стала обязательной установка навигационных таможенных пломб на ворота полуприцепов, что влечет за собой дополнительные затраты.