На 20% приросла общая выручка компании Boxberry относительно первого полугодия 2023 года. Компания имеет почти 4,7 тыс. отделений, из них более 3 тыс. подключены в 2024 году к интернет-магазинам. Число внутрироссийских заказов по некоторым категориям клиентов увеличилось до 115%, перевозки в ближнем зарубежье выросли на 93%, сообщает пресс-служба Boxberry. Сервис «Грузовичкоф», если верить данным компании, тоже на подъеме: в сегменте В2С рост достиг 8,8%, в сегменте В2В – превысил 23%. Драйверы рынка – маркетплейсы и e-com, заявил Михаил Назаров, исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф». Особая активность у нишевых маркетплейсов, такое мнение высказал коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин.
«Тон на рынке задают маркетплейсы. Перспективны все виды доставки, которые с ними связаны, в том числе доставка товаров до складов таких площадок», – продолжил он.
Итого больше половины спроса на склады в 2023 году обеспечила онлайн-торговля. Да, e-com растет, подтверждают все участники рынка. E-com обеспечил рост спроса на 33,2%, производитель non-food обеспечивает 33,7% спроса, статистику предоставил Алексей Слепов, директор департамента индустриально-складской недвижимости, Bright Rich | CORFAC International. Могли бы и больше, добавляет эксперт, но рынок не готов к увеличению грузопотока. Мария Рылеева, директор департамента индустриальной и складской недвижимости IBC Global, выступая на Международной выставке TransRussia, призналась, последние два года рынок активно обсуждает новые логистические маршруты, но новыми их можно назвать лишь условно и с большой натяжкой: только об МТК Север – Юг и Запад – Восток говорят лет двадцать. В последние два года грузопоток по этим коридорам вырос значительно, В 2024 году, если верить выступающим с высоких трибун, переход на эти логистические маршруты как сокращает затраты на логистику, так и сокращает сроки доставки. Если верить М. Рылеевой, то это не совсем так. Вернее, совсем не так.
«Заявления про МТК вроде бы звучат крайне масштабно и грандиозно. Проекты развития МТК включают в себя и некоторый объем инвестиций в инфраструктуру, это и железнодорожные терминалы, и сухие порты, и автомагистрали, и, главное, склады на приграничных территориях. То есть участники рынка должны рассчитывать как минимум на оптимизацию затрат. Но как участник рынка я могу сказать только одно: реальность не совпадает с ожиданиями», – прокомментировала она
В поисках склада
Казахстан в последние два года – один из самых востребованных регионов для участников транспортного рынка, говорит М. Рылеева. Но готовых складов – нет. Со слов эксперта, в республике предлагают участки под строительство. Цикл стройки склада в 20 кв. м – полтора года. Но и этот срок выдерживается при условии предъявления под застройку полностью готового земельного участка. Если необходимо разработать проект, то сроки увеличиваются еще минимум на полгода, плюс время на согласование. В Узбекистане тоже нет складов, и здесь тоже предлагают землю под строительство, но пока склад строят, власти могут изменить Градплан и, со слов М. Рылеевой, склад после обновления документов может лишиться транспортной инфраструктуры. Понятно, что застройщики могут построить склад года за три, а инвесторам склад необходим еще вчера, продолжила она.
«Ставки аренды складов в Казахстане достигли московского уровня», – заключила она.
Перевозчики теряют маржинальность бизнеса в том числе и из-за дефицита складской инфраструктуры на восточных приграничных территориях. Подсчитано, из 12 автомобильных погранпереходов между Россией и Китаем складской инфраструктурой с российской стороны оборудованы только МАПП «Забайкальск – Маньчжурия», «Благовещенск – Хэйхэ» и «Пограничный –Суйфеньхэ». А это значит, что перевозчик или стоит на приграничной территории в ожидании свободного места на складе временного хранения, или едет от одного склада в другой для обработки и консолидации отправления. Итого средний срок оформления и обработки грузов увеличился с одного до семи дней, добавил Вадим Филатов, соучредитель ООО «Первая Экспедиционная Компания». Стоимость одного дня простоя вблизи погранперехода – 15 тыс. руб. Неделя простоя увеличивает расходы автоперевозчика на 100 тыс. руб.
В этом году в России построят порядка 5,6 млн кв. м складов. Итого к 2025 году в России общий объем предложения качественных складских площадей превысит отметку 50 млн кв. м. Из них почти каждый второй находится в Московском регионе, ещё 11% – в Петербурге и Ленобласти и оставшиеся 34% – на остальные регионы (данные NF Group).
«Наиболее активно строительство ведется в Московской области, Петербурге и Ленинградской, Ростовской, Свердловской, Новосибирской областях, а также в Краснодарском крае, Екатеринбурге и Новосибирске. Это объясняется высоким спросом на логистические услуги в этих регионах, а также наличием развитой транспортной инфраструктуры», – прокомментировал основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.
В этом году объем ввода складской недвижимости только в Москве и Подмосковье вырастет на 62% год к году, до 2,1 млн кв. м, прогнозируют в NF Group. Итого объем предложения на рынке к концу года вырастет на 8,5%.
Но ввод в эксплуатацию новых площадей не избавит рынок от дефицита. По данным консультантов, доля свободных площадей в логопарках Москвы и Подмосковья составляет всего 24,6 тыс. кв. м, это менее 0,1%. Как выяснилось, те склады, что строят, уже или имеют арендаторов, или строят под собственные нужды, или под нужды конкретного заказчика. По данным аналитиков, каждый второй объект законтрактован еще на старте строительства, в конце 2023 года. Получается, более 70% площадей, которые введут в этом году, уже имеют собственника. Остальные почти 25% – арендатора. Итого свободными из 2,1 млн строящихся кв. м остаются всего 630 тыс. кв. м, подсчитали в NF Group.
«Крупнейшие игроки строят терминалы для себя, потому что предложение классических площадей не может перекрыть спрос даже в столице. А в регионах ситуация намного более плачевная, складских помещений практически нет», – пояснил А. Бездеткин.