Более 70% россиян покупают подарки в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Из них 35% намерены закупиться подарками за два-три дня до новогодних праздников, а 6% – и вовсе 31 декабря. Абсолютное большинство респондентов намерены получить свой заказ или в ПВЗ, или на дом, или в офис. Онлайн-ритейлеры гарантируют доставку товара день в день, однако не 31 декабря. 92% опрошенных онлайн-ритейлеров призывают заказывать подарки с доставкой не позднее 24 декабря – то есть как минимум за неделю до Нового года, чтобы избежать возможных проблем с получением товара, а 44% – как минимум за две недели. Каждый второй опрошенный ритейлер в прошлом году фиксировал сбои в доставке в последние дни уходящего года.
«Декабрь, а особенно последняя неделя уходящего года – самый напряженный период для служб доставки. Количество заказов в декабре превышает среднее количество заказов в иные месяцы на 70%», – комментирует ситуацию Кирилл Чеканов, сооснователь «Даркстор у дома»
По данным участников рынка, в декабре спрос растет на 60%, но в этот же период обостряется дефицит курьеров, отмечается показатель в 48%. Кроме того ухудшение погодных условий приводят к сбоям в доставке.
«Всплеск числа заказов сопровождается ростом количества различных неприятных ситуаций: отмен или переносов заказов, срыв сроков или порчи товара при перевозке. В этом году в Москве и Санкт-Петербурге ситуация усугубилась в связи с сильным похолоданием и гололедицей. Товар, заказанный онлайн, придет в срок, если оформят его доставку заблаговременно, не позднее 26 декабря», – настаивает К. Чеканов.
Дед Мороз на последней миле
Наибольшей популярностью в экспресс-доставке в новогодние праздники пользуются дорогостоящие товары: бытовая техника и электроника. К. Чеканов объясняет, наценка за доставку здесь не так ощутима, как на более дешевые позиции. Экспресс-доставка «день в день» – возможно. Но гарантий, что ее не перенесут на другой день, нет.
«Лучше заказать с доставкой через час и сразу понять, приедет товар или нет, чем ждать день или два и обнаружить, что доставку перенесли на несколько дней – зачастую без уведомления – так как товара нет на складе или из-за других сбоев в цепочке. Таким образом потребитель сможет обезопасить свой праздник и вовремя принять решение о покупке товара у другого продавца», – объясняет он.
Но главный риск – рост стоимости доставки. В новогодние праздники последняя миля становится дороже.
«Доставка последней мили, как правило, не включена в стоимость товара, выставляется отдельно в момент заказа и оказывает значительное влияние на финальную стоимость товара для тех, кто хочет получить товар срочно» – комментирует К. Чеканов.
Впрочем, заказ на маркетплейсе никак не влияет на стоимость последней мили. Так как на маркетплейсах стоимость доставки, как правило, фиксирована для конечного потребителя.