Как рассказал М. Шишков, уровень влияния МТК на российскую логистику их компания оценила, когда создавала для себя сервис, названный ими «Радар трендов». Компания проанализировала внешние и внутренние факторы, которые влияют на российскую логистику, в частности, на процессы, с которыми работает ГК «Дело». Новые транспортные коридоры среди них оказались не самыми влиятельными.
«Их наибольшее влияние на наши логистику будет оказано через 5–10 лет, когда там сформируется инфраструктура, пойдут новые компании-провайдеры, установятся понятные транзитные сроки, ставки будут конкурентоспособные. Тренд будет наиболее себя показывать».
Сегодня же в топе, по данным «Радара трендов», такие глобальные факторы, как демография и борьба за кадры, увеличение роли государства в логистики – как на макро-, так и на микроуровне (проявляется в появлении маркировки товаров, подходе к созданию реестра автогрузоперевозчиков). Среди внутренних трендов также развитие логистики в e-com, цифровизация, хотя это еще довольно далекий тренд, подчеркнул М. Шишков.
Чего ждут от Север – Юга и СМП
В своем выступлении сегодняшнюю роль и СМП, и МТК Север – Юг в развитии контейнерной логистики оценил коммерческий директор ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (ООО «ФИТ») Алексей Кравченко. По его мнению, оба коридора будут иметь влияние, когда смогут полноценно запустить перевозки. Север – Юг для транзитных контейнерных перевозок, например, из Индии в Россию через Иран так и не запустился, ответил он.
«Во многом потому, что нет единого оператора, нет понятных правил, ценообразование совсем другое: 7,5 тыс. по Север – Югу провести из Индии в Москву и 4,5 тыс. – с «Феско» через Новороссийск. И транзитное время почти в два раза быстрее», – оценил А. Кравченко.
Развитие СМП как контейнерного коридора в перспективе будет зависеть от его инфраструктуры: в первую очередь дело за ледокольным флотом.
О первоочередности создания ледокольной группировки в своем выступлении на форуме заявил и Равиль Насыбуллов, директор департамента логистики ПАО «ГМК «Норильский никель»: «Государство очень много делает в лице «Росатом» как основного оператора, делает для развития. Сейчас основной акцент на «восточный коридор». Но мы упираемся в существенную капиталоемкость проектов. Для обеспечения «восточного коридора» необходимо значимым образом расширить ледокольную группировку». Как напомнил спикер, новые проекты строительства ледоколов есть – одни на стадии реализации, другие – в планах. В периметре 2030 года или чуть позднее – с учетом корректив, которые вносит ситуация в стране и мире, – ледокольная группировка будет сформирована. Одновременно с ледокольным флотом встает вопрос строительства транспортных судов. Все это ключевой вызов для развития и увеличения грузопотока по СМП, в том числе развития транзитных перевозок, перевозок контейнерных грузов. Влияние также имеет, по мнению спикера, развитие транспортных узлов в Мурманске и Архангельске.