+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2024 12:36:53
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Нужны ли токари транспортному рынку?

В первой половине ноября эксперты hh.ru изучили самые высокооплачиваемые вакансии в Ленинградской области и обнаружили, что в десятку вошли сразу два предложения для токарей. Эта рабочая специальность востребована и в целом по стране – спрос на нее постоянен, уточняют в сервисе. Токари нужны в разных отраслях, в том числе в транспортной. «РЖД-Партнер» узнал мнения экспертов о том, действительно ли транспортные компании заинтересованы в таких специалистах, сколько им готовы платить и в каких сферах вообще они сейчас нужны.
Нужны ли токари транспортному рынку?
Готовы платить больше

Сначала о спросе в Ленобласти. По данным hh.ru, в десятку самых высокооплачиваемых вакансий вошли два предложения для токарей. Анонсируемые для них зарплаты в объявлениях – от 210 до 240 тысяч рублей, в обоих предложениях говорится о вахтовом методе работы (в одном из них – на выбор вахтовый и постоянный). Согласно первому объявлению, вахта предлагается в Москве и в Ленинградской области – в Шлиссельбурге. В обязанности входит изготовление и обработка деталей. Требования: опыт работы токарем на станках типа ДИП-300 - 500, 16К20, 1Б42, 1к62, ИЖ250. Условия вахты: 60/30, шестидневка. Указано, что вакансия размещена ООО «Волна» (Шлиссельбург). Во втором объявлении было указано, что идет поиск токаря-универсала в команду ООО «СтартАфф» (компания занимается помощью в поиске работы в сферах машиностроения, строительства, металлургии, нефтяной и газовой промышленности). Работать соискателю нужно на 16К20, вакансия в г. Сосновый Бор. Предлагалась также шестидневка (вахтой или на постоянной основе), ставка в час – 700 рублей, зарплата в месяц, прописано в пункте «Условия работы», – 240 тысяч рублей на руки. Контактной информации в объявлении не указано. На момент этой публикации, к слову, вакансия уже отправлена в архив (так чаще всего бывает, когда работодатель уже нашел сотрудника).

Директор hh.ru в СЗФО Юлия Сахарова пояснила РЖД-Партнеру, что за последний месяц работодатели России искали более 9 тысяч токарей. Спрос на таких специалистов высок, но так было и годом ранее. «Токари в целом входят в топ-5 наиболее востребованных рабочих профессий у российских компаний наравне со сварщиками, слесарями, разнорабочими и водителями. Высокий спрос, который не падает, толкает вверх и предлагаемую зарплату. Сейчас средняя зарплата российского токаря достигла уровня в 147 тыс. рублей, что на 12% или 15,3 тыс. больше, чем в начале зимы 2023 года. Максимальные значения возможных зарплат в вакансиях для токарей достигли уже уровня в 212 тыс. рублей, хотя в прошлом году доходили лишь до 170 тыс. рублей», - говорит Ю. Сахарова.

На работодателей из транспортной сферы, уточнили в hh.ru, за последнее время приходится лишь 1% вакансий для токарей по стране. Спрос на этих специалистов сфокусирован все же на других отраслях: «Абсолютными лидерами по спросу на токарей на данный момент являются работодатели из отрасли «Промышленное оборудование, техника, станки и комплектующие» и «Тяжелое машиностроение» - на них приходится по 21% вакансий».

Интересно, что меняются не только зарплаты для токарей, но и предложения по условиям работы для них. Работодатели на 123% чаще стали предлагать им работать в гибком графике: когда сотрудник отрабатывает положенные часы, но время начала работы может регулировать по своему усмотрению. Лидирует по числу предложений вахтовый метод (более 4 тыс. предложений за месяц) и работа на территории работодателя (снова более 4 тыс. предложений). «Примечательно, что с точки зрения зарплаты токарям все еще выгодней трудиться по вахте (доход более 180 тыс. рублей в среднем, что на 31 тыс. больше, чем в 2023 году», - добавила Ю. Сахарова.

Динамика зарплаты в предложениях работы на территории работодателя составила +6400 рублей, в сменном графике – +8600 рублей, в гибком графике – +1000 рублей.

Эксперты: спрос растет

В последнее время в России все же наблюдается устойчивая тенденция к увеличению спроса на токарей в транспортной отрасли. Такой тезис выдвинула доцент кафедры управления персоналом Государственного университета управления, к.э.н. Екатерина Каштанова в комментарии РЖД-Партнеру. Необходимость в них вызвана последствиями демографического кризиса 1990-х, пандемией коронавируса и спецоперацией, обозначает эксперт. Традиционно токари считаются ключевыми специалистами на машиностроительных предприятиях, но в современных условиях их навыки и опыт становятся незаменимыми и в транспортной сфере: транспортная техника нуждается в техническом обслуживании и ремонте. При этом нехватка токарей на рынке – одна из причин разгона уровня зарплат для них, говорит Е. Каштанова.

Железнодорожные компании, авиационные предприятия и судостроительные верфи — все они находятся в постоянном поиске опытных токарей: «В депо и на заводах по ремонту локомотивов и вагонов нужны профессионалы, владеющие технологиями обработки различных деталей и узлов, необходимых для поддержания в исправном состоянии железнодорожного состава. Кроме этого, возникает еще одно обстоятельство - переориентация наших компаний, традиционно взаимодействующих с западными партнерами, на «китайские рельсы». Например, в железнодорожных депо катастрофически не хватает тех специалистов, кто знает специфику обслуживания и ремонта китайских тягачей, которые приходят на смену стареющей европейской технике».

Е. Каштанова отмечает, что активный поиск токарей ведут крупные автомобильные производители и сервисные центры: «Современные технологические процессы требуют точной обработки деталей, а это является прямым показателем важности работы токаря в создании безотказного транспорта. Особенно востребованы специалисты, умеющие работать с новыми материалами и высокотехнологичным оборудованием». В аэропортах и морских портах эти специалисты также необходимы.

При всем этом токарное ремесло остаётся одним из важнейших направлений в производственной сфере в целом: токари востребованы на предприятиях, специализирующихся на обработке металлов и создании деталей различной сложности. Одной из ключевых отраслей, где необходимы квалифицированные токари, является машиностроение. Кроме того, токари востребованы в нефтегазовой отрасли. «Создание механизмов для добычи и транспортировки нефти и газа невозможно без участия специалистов по металлообработке. Токари занимаются изготовлением и ремонтом оборудования, необходимого для эффективной эксплуатации месторождений», - говорит Е. Каштанова.

С тем, что сегодня растет спрос на токарей, как в промышленности, так и отдельно в транспортной сфере, согласен член Центрального Совета независимого профсоюза «Новый Труд» Анатолий Баранов. Конкретно в транспортной отрасли наряду с токарями необходимы и другие специалисты - литейщики, обрубщики, лекальщики, фрезеровщики, считает А. Баранов. «Есть и сугубо специфические, особенно в области пуско-наладочных работ. Также необходимы специалисты по обслуживанию подвижного состава, электрики, рабочие по обслуживанию железнодорожных путей - от путевого обходчика до инженера, обслуживающего сложную путевую технику», - уточнил эксперт.

А. Баранов объясняет, что запрос на токарей и других представителей рабочих специальностей логичен – таких сотрудников не хватает. К примеру, в промышленности на эту тенденцию повлияли два фактора, считает эксперт: «Во-первых, их готовили в недостаточном количестве, во-вторых, в годы промышленного спада шел процесс «вымывания» рабочих из промышленности. Он и сейчас продолжается: средние зарплаты на рабочих должностях в промышленности – далеко не самые высокие в стране. И порой токарь или лекальщик пятого разряда идут в курьеры, где не требуется квалификация».
Если говорить именно от транспортной отрасли, то здесь зарплаты рабочим растут, считает А. Баранов, но к этому приходят постепенно: «У нас уже научились понимать, что нищий хирург — это опасно. Но нищий механик, который готовит к полету самолет, - тоже рискованно. И токарь, который вытачивает деталь для авиационного двигателя, не должен быть нищим, иначе рано или поздно самолет из-за бракованной детали разобьется... Железная дорога тоже зона повышенной опасности: цена ошибки там, в том числе технической, очень высока».

Про токарей в РЖД

Несмотря на то, что, по данным hh.ru, поиск токарей именно в транспортной сфере идет не очень активно, в РЖД открыто достаточно таких вакансий. Согласно сайту с вакансиями в РЖД, на сегодня в холдинге размещено 49 вакансий для токарей – они размещаются в основном в разделе «Строительство и обслуживание инфраструктуры». Интересно, что еще неделю назад таких вакансий было всего 40 – есть рост. Самая низкая зарплата – 31 700 рублей – указана в вакансии в городе Энгельс. Самая высокая – от 126 000 до 132 000 рублей – предлагается соискателям в Южно-Сахалинске. В описаниях обеих вакансий сообщается, что в обязанности будет входить проведение токарных работ в соответствии с чертежами и документацией, а также обработка и расточка различных материалов, нарезание резьбы, калибровка, сверление.

Мнением о том, что токари, как и другие представители рабочих, хотя и не вполне профильных для РЖД, специальностей, нужны холдингу, поделился с РЖД-Партнером А. Баранов. «Конечно, на электровозе нет ни токарных станков, ни вакансий токарей. Но РЖД – гигантский холдинг, фактически выстроенный под полное самообеспечение. У РЖД целая сеть промышленных предприятий, изготавливающих и ремонтирующих подвижные составы, производящих автоматические стрелки и другое оборудование. Там нужны токари и вообще весь спектр рабочих специальностей, вплоть до слесарей-сантехников, ведь не бывает промышленных предприятий без воды». В РЖД токари нужны также для ремонта подвижного состава и путевой инфраструктуры, уточняет эксперт: «Этим занимаются целые предприятия. Например, Ростовский электровозоремонтный завод, вокруг которого возник Ростов-на-Дону».

Ранее редакция «РЖД-Партнера» обратилась в ОАО «РЖД», чтобы подробнее узнать о текущей ситуации с кадрами в холдинге, в том числе – с рабочими специальностями, к которым относятся токари. В компании в ответ на запрос предложили изучить интервью Дмитрия Шаханова, заместителя генерального директора ОАО «РЖД», программе «Диалоги о дорогах» на «РЖД ТВ» (в сети опубликовано 13 ноября). В интервью речь шла больше о сложностях в локомотивном комплексе. По словам представителя холдинга, сегодня в РЖД работают около 118 тысяч машинистов, но необходимо 120,5 тысяч человек. Укомплектованность составляет 97,4%, нехватка небольшая, резюмировал Д. Шаханов. Укомплектованность кадрами в среднем по компании также составляет больше 97%.

«Это не сравнишь с целым рядом других отраслей, в том числе и государственных. Мы чувствуем дефицит именно в рабочих специальностях, так как 2/3 персонала Российских железных дорог – рабочие кадры», - уточнил заместитель гендиректора РЖД.

Среди других специальностей, в будущем могут быть сложности с монтерами пути – это уже инфраструктурный блок. Но, подчеркнул Д. Шаханов, скорее тут стоит говорить о локальной нехватке. Он упомянул также, что с кадровыми проблемами в строительном комплексе компания справляется. В пример топ-менеджер РЖД привел ситуацию со строителями Восточного полигона: «Когда на старте БАМ 2.0 возникал вопрос по персоналу, мы в онлайн-режиме и за короткое время помогли набрать подрядным организациям более 30 тысяч строителей на Восточный полигон».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions