Ключевая ставка с июля по октябрь удвоилась, до 15%. Рост ее тянет за собой повышение лизинговых платежей до 20%. Однако высокая ключевая ставка может «схлопнуть» рынок лизинга вагонов, об этом накануне заявил Евгений Дитрих, глава ГТЛК.
«Мы считаем, что ключевая ставка в размере 15% – это, по сути, пограничная максимальная ставка ЦБ, еще одно повышение ставки станет заградительным барьером и может привести к схлопыванию железнодорожного сегмента лизинга, операторы возьмут тайм-аут на обновление парка», – сказал топ-менеджер.
Вагоностроители, конечно, могут вывести на рынок вагон за 7 млн, который будут отдавать под 25% годовых, но это история даже не взлетит, об этом Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, рассказал РЖД-Партнеру. По его информации, доля лизинговых вагонов в парках операторских компаний колеблется от 25 до 50%. Более того, со слов эксперта, у каждой операторской компании обязательно есть лизинговый портфель. Опрошенные РЖД-Партнером участники рынка признались, лизинговый платеж не покрывается доходностью оперирования: ставка оперирования подвижным составом растет, но меньшими темпами, чем ключевая ставка. Получается, новый вагон не окупается на горизонте срока действия договора лизинга – 10–15 лет. Но участники рынка все продолжают приобретать вагоны на условиях лизинга, рассуждает Павел Иванкин.
«Если у компании 100 тыс. вагонов и она берет 3 тыс. вагонов за 7 млн каждый и под 25% годовых, то в целом компания может себе позволить такие условия. У маленького оператора экономика биться, конечно, не будет», – считает он.
С его слов, рынок переживает период укрупнения игроков: с одной стороны, акционеры договариваются о консолидации, а с другой стороны, пережить рост ключевой ставки смогут лишь гиганты. Есть мнение, что действующие игроки попытаются выйти на новые рынки: например, те, что специализировались в транспортировке насыпных грузов, могут пытаться выйти на рынок перевозок скоропортящейся продукции. Однако Андрей Бочаров, начальник управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли Газпромбанк Лизинг, выступая на VII отраслевой конференции «Подвижной состав для химических грузов», заявил, что цены на подвижной состав растут не из-за изменений ключевой ставки, а из-за увеличения оборота вагона.
«Дополнительно возникший спрос и плановое выбытие парка по сроку службы обеспечили высокую загрузку производителей. Стоимость, по которой сейчас вагоностроители продают вагоны, – это цена следующего года с учетом выросшей себестоимости производства и ограниченного предложения», – отметил он.
Автоперевозчики просят стабильности
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, оценивает рост ключевой ставки как сильный. Но российские автокомпании продолжат процесс обновления и расширения грузовых автопарков, так как Китай только в 2023 году нарастил поставки седельных тягачей. И покупка техники идет в основном с привлечением средств по лизинговым схемам, признался он. У перевозчиков есть две модели – или по фиксированной ставке, или привязанной к ключевой ставке ЦБ.
«Некоторые компании в ожидании уменьшения ключевой ставки выбирали вторую схему. Но при повышении ставки ЦБ она крайне невыгодна, поскольку по уже выданным кредитам размер платежа увеличивается», – объяснил он.
Отдельная проблема – операционный лизинг техники. Как показала ситуация с ключевой ставкой в 2022 году, часть компаний по операционному лизингу ушла с рынка, некоторые начали пересматривать тарифы по уже согласованным контрактам. И лишь немногие оставили согласованные тарифы.
«В текущей практике перерасчет по лизинговым обязательствам не производится. Но, несомненно, рост ключевой ставки и размера лизинговых платежей повлияет на активность по расширению парков и себестоимость владения транспортными средствами», – продолжил Э. Миронов.
Как подсчитал Андрей Михальченко, руководитель дивизиона альтернативных продаж ГК «Альфа-Лизинг», обслуживание автомобилей подорожало в среднем на 20% в зависимости от ранее существующих условий. Максимальный рост – 30%. При этом эксперт тоже уверен в консолидации рынка грузоперевозок: основные доли рынка захватят крупные игроки.
«У них возникнет потребность закупать новую технику для того, чтобы замещать выходящих с рынка мелких игроков. На данный момент техника «большой семерки» не присутствует на рынке в полном объеме и в дальнейшем будет продолжать замещаться китайскими и отечественными производителями. Здесь основной рост рынка мы связываем с пополнением парков крупных игроков», – добавил Михальченко.
Укрупнению рынку способствует и внедрение электронных транспортных накладных, оно станет в 2024 году обязательным. Так государство возьмет под контроль серых перевозчиков,
«Это скажется на мелких перевозчиках, которые находятся в серой зоне, и повлечет за собой уход таких компаний с рынка или их постепенное обеление», – заключил эксперт.