Туроператор для груза
Принцип действия несколько похож на сквозной коносамент – грузоотправитель заключает договор перевозки только с перевозчиком, который подписывает сквозной коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю. Разница только в том, что коносамент действителен только по отношению к морской перевозке, тогда как мультимодальная транспортная накладная – ко всем видам транспорта. Иными словами, коносамент – как билет на поезд, а мультимодальная транспортная накладная – как турпакет «все включено».
Клиент может обратиться к одному из операторов, подписавших соглашение, и с ним же расплатиться за все оказанные услуги. В дальнейшем оператор сам распределит средства между всеми участниками перевозки. Стороны должны согласовать маршрут, время и порядок передачи груза, перегрузки на другой вид транспорта, порядок расчета тарифов, технические характеристики транспортных средств и прочее.
«По идее, в данном документе должны быть отражены все этапы перемещения груза от двери до двери. С указанием вида транспорта на каждом этапе. А вот разбивки стоимости перевозки на тарифы для отдельных этапов лучше избежать, чтобы не внести путаницу в расчеты», – говорит директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
«При этом стороны […] должны исходить из необходимости оптимизации процесса перевозки […], сокращения сроков в интересах грузоотправителей и пассажиров, в том числе посредством перевозки […] по кратчайшему расстоянию с минимальной разницей между временем отправления и прибытия транспортного средства», – говорится в документе.
Перевозчик также должен обеспечить сохранность груза. В противном случае – возместить ущерб.
«Одним из главных плюсов мультимодальной накладной является ее универсальность. Больше не нужно составлять отдельные документы для каждого этапа транспортировки, будь то поезд, корабль или авто. Один документ на все! Конечно, это удобнее – оформление и контроль становятся более простыми и быстрыми. Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях». Обязанность по составлению такого документа ляжет на плечи перевозчика, выбранного грузоотправителем. Он, как современный «туроператор», будет собирать данные со всех участников перевозки, согласовывать их с грузовладельцем и следить за выполнением. Звучит как задача не из легких», – подчеркивает международный специалист по ВЭД Владислав Кузьмин.
Только для России?
Документ может быть заключен как в письменном, так и в электронном виде (нужно будет использовать Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД)). Форма накладной еще должна быть утверждена федеральным органом исполнительной власти. Также предстоит работа по согласованию инструкций и процедур для всех контрольных органов и внесению соответствующих изменений в электронные системы и базы данных. Документ может применяться предприятиями, но все же не обязателен к использованию. О такой функции компании должны будут уведомить своих клиентов.
«Полагаем, что такая транспортная накладная должна облегчить документооборот при осуществлении внутрироссийских смешанных перевозок пассажиров и грузов, поскольку в этом случае услуги оказываются в российском правовом поле. Однако при выполнении международных перевозок, скорее всего, возникнут вопросы оформления таких документов, связанные с противоречиями между нормами и требованиями российского законодательства с одной стороны, на которые ссылается данный закон, и нормами международного права, а также законодательства другой страны отправления или назначения», – отмечает директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.
Нужен ли такой документ? Безусловно. Он может существенно облегчить жизнь как перевозчику, так и грузовладельцу. Время – деньги, а единый документ экономит и то, и другое. Конечно, многое зависит от того, насколько грамотно будет организован процесс его внедрения, ведь одна задача – принять закон, а совсем другая – сделать его работающим инструментом. Многое зависит от электронных систем, таможенных органов и их готовности работать с мультимодальными накладными.