По прогнозам лесопромышленников, в этом году падение в сегменте ДСП достигнет 8% от уровня 2022 года, в сегментах ДВП и фанеры – 14%. Такой прогноз дают в Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности (АМДПР). А между тем в 2022 году ЛПК рухнул до десятилетнего минимума. Если прогноз оправдается, то отрасль откинет и вовсе лет на 15 назад – на показатели 2006 года.
Участники рынка, чтобы выйти в плюс, сделали предложение правительству: брать плату за фактически заготовленный объем леса. Но Минприроды сделало встречное предложение: провести оплату за фактически заготовленный в 2023 году лес до 31 декабря 2024 года. Для лесопромышленников в 2023-м увеличили с 300 до 500 млн руб. размер компенсаций затрат на транспортировку продукции. Эта мера позволит бизнесу находить новые рынки и сохранять объемы поставок, несмотря на внешнее санкционное давление, объясняет пресс-служба правительства.
«В том числе увеличим с 80 до 100% максимальную компенсацию фактических расходов на перевозки продукции лесопромышленного комплекса», – уточняет премьер-министр Михаил Мишустин, но это решение действует «для портов Северо-Западного федерального округа до 30 июня текущего года».
Однако, со слов участников рынка, если предприятие – экспортер, то, согласно постановлению правительства № 1347, компенсацию логистических затрат списывают с субсидии.
Рынки сбыта
В 2021 году 42% фанеры у российских производителей закупали Старый и Новый Свет, в 2022 году эти рынки сбыта закрылись. Заместить часть мог бы восток, более того, интерес к российским лесопромышленникам проявляют и в Турции, и в Индии, но пока это только интерес. От покупки возможные партнеры пока сдерживаются. Российские экспортеры предполагают, что причина тому – налоги и пошлины в 28%. Китай хотел бы приобретать русскую фанеру и прочую продукцию, но пропускная способность Восточного полигона не способствует реализации этих планов, говорят участники рынка. Впрочем, дорога и по железнодорожной сети в направлении порта Новороссийск закрывает возможности лесоперерабатывающего комплекса.
«Лесопромышленники не могут самостоятельно решить вопросы с логистикой такого масштаба», – говорят участники рынка.
Обойти трудности в железнодорожной сети лесопромышленники могли бы с помощью автоперевозчиков, но Минтранс не разрешил повысить максимальную нагрузку в 44 т. Поэтому затраты на транспорт значительно повышают конечную стоимость продукции до неконкурентоспособного уровня, которая возрастает уже на этапе доставки леса на перерабатывающие предприятия.
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), отечественные мебельщики впервые за 2 года снизили отпускные цены на продукцию, так как доля российской мебели в общем объеме продаж сократилась в этом году с 41 до 30%. Участники рынка рассчитывают на программы, согласно которым ипотечные квартиры будут реализовываться конечным покупателям не только с ремонтом, но уже и с мебелью. Кроме того, АМДПР направила письмо в Минпромторг с предложением ввести заградительные пошлины на ввоз мебели и сырья для ее изготовления из недружественных стран. Предлагаются пошлины в размере 60%.