Российский уголь пересек границу России и двинулся в сторону Индии. На ирано-туркменском погранпереходе Сарахс номенклатуру перегрузили из российских вагонов колеи 1520 в вагоны колеи 1435 мм, таков стандарт железных дорог Ирана.
Из двух поездов, отправленных из России, на погранпереходе сформировали два новых состава, по 59 вагонов каждый. Их направили в порт Бендер-Аббас для дальнейшей отправки угля в Индию, морем. Общий путь следования – около 1,6 тыс. км.
«Вопрос, который мы уже обсуждаем…»
О возможности экспорта российского угля в Индию по МТК Север – Юг стороны договорились на встрече министров транспорта стран БРИКС, состоявшейся на полях 27‑го Петербургского международного экономического форума.
Тогда, неделю назад, стороны заявили о логистических ограничениях и чрезмерной сложности проведения торговых операций в рамках БРИКС. Более того, Владимир Ильичев, заместитель министра экономического развития России, заявил тогда, что взаимодействия стран БРИКС, к сожалению, нет.
«Вопрос, который мы уже обсуждаем с коллегами, – это наше взаимодействие в части обеспечения бесперебойной работы совместных цепочек поставок и производства. Направлений, на наш взгляд, недостаточно, и нам нужно менять ситуацию, когда страны, их взаимодействие в части цепочек сосредоточены не со странами БРИКС, и в большей степени развивать такое взаимодействие уже внутри организации. Для этого мы предлагаем искать возможности для упрощения правил торговли», – отметил он в своем выступлении на встрече.
Приоритет транспортной и транспортно-логистической связности экономик наших стран – это основная задача не только перед железными дорогами, но и перед транспортными системами стран БРИКС, добавил Сергей Павлов, первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги».
«Сегодня у нас в объединении есть все: ресурсы, полезные ископаемые, человеческие ресурсы, продукты питания, технологии. И мы всем этим должны пользоваться и обмениваться», – сказал он.
Если есть логистическая связанность
На полях ПМЭФ-2024 стороны заявили о намерении не только обсудить вопрос повышения логистической связанности, но и, наконец, найти работающее решение этой задачи. Аркадий Коростелев, президент FESCO предложил сразу несколько вариантов решения. Он заявил о необходимости усиления кооперации между госорганами и бизнесом стран БРИКС.
С его слов, для развития логистики необходимо усилить кооперацию профильных органов государственной власти, она должна стать «еще более плотной». Более того, эксперт предложил как для анализа существующей грузовой базы, так и для оценки перспектив развития уже готовые, разработанные компанией логистические решения. Они необходимы, по мнению эксперта, для поддержания и увеличения растущего грузооборота.
БРИКС – это не только очень важная политическая площадка, это и ключевое для нас направление торговли, подчеркнул В. Ильичев. По данным Минэкономразвития, объем внешней торговли со странами объединения по итогам 2023 года, то есть еще до присоединения новых стран, увеличился в сравнении с 2022 годом почти на 28%.
Экспорт вырос на 21%, импорт увеличился на 38%. По итогам 2023/2024 финансового года импорт Индией металлургического угля из России достиг 15,1 млн тонн, что соответствует 21% общего объема импорта Индией такого угля. «Мы поставили перед собой очень важную задачу: присоединить к нашему объединению коллег из тех стран, которые официально присоединились к объединению БРИКС в текущем году», – об этом сказал Сергей Сторчак, старший банкир ВЭБ.РФ.
Достаточно деликатная работа
«Оказалось, что это достаточно деликатная работа, поскольку это государственные финансовые институты, им требуется согласование с органами власти. И вот на сегодняшний день мы имеем более-менее продвинутые отношения с точки зрения понимания алгоритма присоединения только, пожалуй, с представителями Египта и Объединенных Арабских Эмиратов», – признался банкир.
Чтобы усилить взаимодействие между странами БРИКС на полях ПМЭФ-2024 заявлено о необходимости создания подгруппы по транспорту и логистике, о ней рассказал Сергей Павлов. С его слов, стороны руководствовались целесообразностью объединения транспортных игроков из разных стран в целях повышения логистической связанности стран объединения.
«И вот только запустив эту подгруппу, по откликам российских и зарубежных партнеров, мы увидели, насколько востребованным оказался формат взаимодействия», – подчеркнул он.