Сама погода против СИМ в Петербурге: всю последнюю неделю в Северной столице почти безостановочно идет снег с дождем. В связи с этим Смольный выдал следующее объявление: «Уважаемые петербуржцы, просим ответственно относиться к вопросам безопасности и не использовать СИМ во время гололеда и снегопадов».
Бизнес уведомление, выданное накануне, кажется, не прочитал, так как сезон аренды уже начал. Сегодня. Этот факт можно заключить из данных мобильного приложения каждого из трех крупнейших владельцев парка арендных электросамокатов (Whoosh, Яндекс.GO, МТС Юрент). В Смольном парируют: решение бизнес принял самостоятельно, не советуясь.
Бизнес и Смольный давно ведут переговоры. В августе 2024 года подписано Соглашение о правилах безопасного использования средств индивидуальной мобильности. Документ определяет зоны, где движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) запрещено – их в Петербурге 36, в 175 городских локациях скорость движения самокатов ограничена до 15 км/ч, а в еще семи – до 10 км/час. Соглашение, по информации пресс-служба правительства Петербурга, не запрещает, но рекомендует бизнесу выдавать электросамокаты в аренду только по достижению арендатором совершеннолетия, а также следить и поддерживать исправное техническое состояние самокатов.
«Исправными должны быть тормозная система, звуковой сигнал и передняя фара. СИМ должны быть оснащены светоотражателем, ограничителем скорости и различимой нумерацией», – сообщается в Соглашении, на которое ссылается Смольный. Об обязанностях городских властей пресс-служба Смольного не сообщает.
Городские власти намерены верифицировать пользователей арендных электросамокатов через «Госуслуги», инициативу уже рассмотрели на совещании городского комитета по транспорту. Для упрощения процедуры предложено объединить кикшеринговых операторов в единую платформу. А для удобства пользователей предложено организовать стоянки для СИМ и создать их единый бренд.
Ограничения для электросамоката
Минтранс считает нужным ввести возрастные ограничения на использование СИМ, в том числе электросамокатов. Соответствующий законопроект уже рассмотрен в правительстве России и находится на доработке, об этом журналистам сообщил замминистра транспорта РФ Валентин Иванов в кулуарах форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса», который состоялся в феврале.
«У нас отдельный законопроект есть по ограничению возраста вождения СИМ, в том числе электросамокатов, который в правительстве рассматривается. Он подготовлен и находится в высокой степени готовности. Рассмотрели его в правительстве, но он еще раз ушел на доработку», – сказал Иванов.
Конечно же, электросамокаты и другие СИМ за последние годы стали неотъемлемой частью городского транспорта и Санкт-Петербурга, и других городов России и мира, однако опасность этих средств передвижения как для самокатчиков, так и для пешеходов (а порой даже автомобилистов) ставит под вопрос все плюсы от их использования. Такое мнение высказал РЖД-Партнеру петербургский депутат Павел Иткин. По его наблюдениям, с ростом числа прокатных электросамокатов растет и статистика аварий с участием пешеходов и статистика несчастных случаев с участием самих самокатчиков.
«Среди частых причин аварий с участием СИМ – езда на одном электросамокате вдвоем/втроем и управление транспортным средством в состоянии помутненного сознания», – продолжил депутат.
Он подчеркивает необходимость регистрации пользователей, ведь этот «серьезный шаг повысит ответственность со стороны владельцев и пользователей электросамокатов и станет этапом на пути к обеспечению безопасности на дорогах».
«Важно четко понимать: такое решение не ограничит свободу передвижения, а лишь упорядочит использование СИМ. Причем регистрация транспортных средств не только позволит органам правопорядка в случае нарушения правил или сокрытия с места ДТП максимально быстро установить виновника и привлечь его к ответственности, но также даст возможность оперативно находить и возвращать владельцам украденные СИМ», – резюмирует он.
Инфраструктура для электросамоката
Ранее, в январе, петербургские депутаты направили обращения в ГИБДД и в Минтранс с просьбой ввести ограничительную инфраструктуру для СИМ. Передвижение по тротуарам курьеров на транспорте, который обладает признаком невозможности полного контроля за ним со стороны человека, а также в условиях гололедицы, по накатанному снегу или в темное время суток, создает явную угрозу безопасности жизни и здоровью граждан. Такое мнение высказал петербургский депутат Алексей Цивилев.
«В условиях плохой видимости неожиданные маневры, в том числе при неблагоприятных погодных условиях, повышают риск несчастных случаев», – объяснил он.
Он не исключает введение специальных средств организации движения на тротуарах, включая разметку, «лежачих полицейских», детекторы транспорта. Электросамокаты используют не только туристы, подчеркивает парламентарий, но и курьеры. Последние выезжают не только на узкие петербургские тротуары, но и на специально оборудованные дорожки для лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей, мам с колясками или детей, пешеходные пути, пандусы подземных и надземных переходов, зданий и сооружений.
«В результате инфраструктура, предназначенная непосредственно для маломобильных граждан, фактически оказывается в пользовании у сверхмобильных и помогает им передвигаться, не спешиваясь, по объектам, по которым они не должны этого делать по определению», – заключил Цивилев.