Спад в обработке контейнеров в морских портах Дальневосточного бассейна в феврале 2025 года связан с сокращением ввоза китайских автомашин и компонентов к ним, сообщил аналитик ЦЭТ Газпромбанка Александр Коробко.
Это сдувание пузыря, который образовался в предыдущие месяцы, считает главный специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало.
Однако это не единственная причина спада.
Восток испытывает сложности
Объемы перевозок контейнеров через морские порты Дальнего Востока в 2025 году снизятся, считает директор филиала в Санкт-Петербурге FESCO Георгий Ремизов.
Как сообщалось в рамках конференции «ShippingRU 2005: контейнеры», одной из причин становится тот фактор, что порожние контейнеры остаются в западной части РФ.
Их оказалось не отправить в Китай назад. На РЖД действуют ограничения на перемещения порожнего парка, включая возврат балластных контейнеров. Это вызывало дефицит контейнеров в Китае, которые можно отправить в РФ.
Кроме того, без возврата контейнеров российские импортеры не могут обеспечить поступление субсидий со стороны КНР китайским грузоотправителям, что затрудняет контейнерные отправки. Кроме того, китайские стивидоры и железнодорожники в таком случае ограничивают подачу контейнеров для отправки в РФ.
Как следствие – объем морских перевозок грузов в контейнерах в 2025 переключится на российские терминалы юга и Балтики. Плюс туда же пошли дополнительные объемы контейнеров из Кении и Индии с грузами, которые составляют определенную альтернативу отправкам ряда товаров из КНР.
Это с одной стороны. А с другой – грузоотправители, традиционно тяготевшие к РЖД, стали переключать экспорт на автотранспорт. Причем когда автопоезда с контейнерами прибывают в дальневосточные порты, обратно они забирают и импорт.
Юг автомобилизируется
Сложность в том, что и на юге для контейнеров могут также возникнуть ограничения на РЖД. Не дожидаясь обострения вопроса, предусмотрительные клиенты часть грузопотоков все больше переводят на автомобильный транспорт. Причем в это вкладываются инвестиции.
В частности, на смену старым КАМАЗам на маршруты до южных терминалов приходят новые фуры. В частности, под зерно. В итоге доля старого автопарка на маршрутах на Новороссийск сократилась до 10%. Таким образом решается вопрос с нагрузкой на ось.
Ранее перевозки с перевесом на ось были не редкими. Скажем, медленные 100-тонные грузовики-зерновозы (с прицепами) шли вереницами. Сейчас их встретишь уже не часто.
Новый автопарк позволил перевозить тяжеловесные номенклатуры, которые традиционно тяготели к РЖД. Например, автоперевозчики освоили вывоз на экспорт рулонной стали, поставляемой НЛМК.
Также к автотранспорту стали тяготеть отправки наливных грузов во флекситанках (мягкие вкладыши в контейнеры).
Северо-запад притягивает фуры
В РФ пытаются превратить Севморпуть в «Большой контейнерный морской путь», рассказал руководитель проекта департамента госполитики и стратегического развития СМП Арктической дирекции ГК «Росатом» Сергей Чемко.
Перспективы связаны с расширением сроков летней навигации на основном отрезке СМП (3 тыс. км), которая теперь захватывает часть весны и осени. Это может удешевить расходы на перевозки. Плюс обсуждаются меры субсидирования части расходов ГК «Росатом» на обслуживание ледовой трассы.
Правда, сложности могут возникнуть опять-таки из-за железной дороги: на ОЖД увеличилось количество конвенций в направлении Санкт-Петербурга и Мурманска. На полигоне испытывают инфраструктурные ограничения. В таком случае будет возрастать роль Санкт-Петербурга как контейнерного хаба: здесь опять-таки можно усилить автомобильную составляющую перевозок.