Большая часть перевозимых через границу грузов на МАПП Забайкальск и Благовещенск – Хэйхэ – транспортные средства. Порядка 70% от общего объема грузов, предъявляемого к оформлению – это грузовые и легковые автомобили, автобусы, строительные машины. Итого – все виды движимой техники. Со слов Сергея Чернова, генерального директора федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» погранпереходы Краскино, Кани-Курган, Пограничный, Полтавка работают в штатном режиме и увеличений сроков транспортировки через них нет. Однако эксперт тут же добавляет, что такой режим работы – временный, не исключено, что и здесь машины, груженные машинами, заблокируют переход.
«Погранпереход в Забайкальске – самый крупный по проходимости транспортных средств из Китая в Россию. И поэтому именно он первым пострадал от увеличения потока перегоняемой спецтехники», – объясняет он.
Время ожидания перехода через МАПП Забайкальск и пункт пропуска Благовещенск – Хэйхэ увеличилось с 24 часов до семи дней, об этом говорит Евгений Козырев, директор по логистике транспортной компании Delko. Он объясняет, причины заторов – утилизационный сбор, который вводит Россия с 1 октября. Поэтому китайские грузоотправители и производители самоходной техники стремятся успеть вывезти свою продукцию до часа Х. Паника китайских автопроизводителей и вызвала очереди на границе.
«Заторы на китайско-российских погранпереходах возникли еще в середине августа. Это связано с предстоящим увеличением утилизационного сбора в России с 1 октября», – разводит руками Е. Козырев.
Минпромторг не утвердил повышение утилизационного сбора на автомобили с 1 октября. Министерство только вынесло на общественное обсуждение проект. Об очередном повышении ставки просит отечественный автогигант АВТОВАЗ и объединение дилеров Lada, Минпромторг принял проект от отечественного производителя без правок и изменений. Итак, согласно проекту, ставка утилизационного сбора с 1 октября проиндексируют на минимум 70%, максимальный размер − 85%. Но это только в 2024 году. Ставку планируют повышать на 10–20% ежегодно. Пока до 2030 года. Согласно проекту размер индексации – разный: меньший рост ставки для легкового автотранспорта и автобусов, он зависит от объема двигателя. Наибольший рост прочувствуют на себе собственники большегрузов, и чем больше возраст машины и ее масса, тем ставка выше. Подчеркнем, утилизационный сбор оплачивают не только те, кто ввозит новенькие машины, но и те, кто подержанные, и даже те, кто приобрел за год больше одной машины. Сейчас утильсбор новых легковых машин с двигателем объемом до двух литров, а это большинство китайских авто, составляет 306 тыс. руб., а в октябре – уже 556 тыс. руб. Много? Нет! Потому что с 1 января 2025 года ставку повысят до 667 тыс. Итого к 2030 году, если проект примут как закон, утилизационный сбор подорожает в 4 раза. Но это для легковушек. Большегрузы всегда оценивались дорого, итого утильсбор для коммерческой техники массой 2,5–3,5 тонны может быть увеличен до 556 тыс. руб, с 2025 года – до 667,4 тыс., а к 2030-му – до 1,17 млн руб. Владельцам крупнотоннажных грузовиков массой 20–50 тонн придется за утильсбор отдавать с 1 октября, если закон примут, почти 4 млн руб., с 2025 года – 4,3 млн, а в 2030-м – почти 7 млн руб.
Перевозчики буксуют на квадратных метрах
Увеличение утилизационного сбора с 1 октября действительно является одним из факторов, стимулирующих поток спецтехники из Китая, рассуждает С. Чернов. Он подчеркивает, один из факторов. Есть и множество других. Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс», председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» и совладелец и заместитель директора ПЭК согласен, свалить вину за пробки на погранпереходах можно и на китайский календарь: поставщики из Китая надеются успеть поставить в Россию товар до наступления государственного праздника – дня образования Китайской Народной Республики, а после него Китай отдыхает всю неделю, до 7 октября. Участники рынка заторы связывают также с увеличением спроса на спецтехнику в России, а также с логистическими преимуществами, сейчас доставка наиболее выгодна с точки зрения сроков и стоимости. Причин для заторов много. К ним причисляют и рост грузопотока из Китая в Россию, он растет последние два года, в 2023 году – удвоился.
Избежать заторов также поможет ускорение реконструкции автомобильных погранпереходов на границе между Россией и Китаем, подчеркивает В. Филатов. Но случится это только в следующие два года. Он ссылается на данные от Росгранстроя, ведомство планирует увеличить пропускную способность МАПП Забайкальск в 5,5 раз, до 1,6 тыс. автомобилей в сутки, но к 2026 году. А автоперевозчики стоят сейчас. И сейчас они оценивают сутки простоя у погранперехода в среднем в 15 тыс. руб., а неделя простоя – 105 тыс. руб. А сейчас стоят по 11 дней. Ускорить процесс прохождения границы почти невозможно: на границе между Россией и Китаем расположено 12 автомобильных погранпереходов, но складскую инфраструктуру с российской стороны имеют только МАПП Забайкальск – Маньчжурия, Благовещенск – Хэйхэ и Пограничный – Суйфеньхэ.
«В первую очередь компаниям нужны субсидии на кредиты, налоговые льготы, а также помощь при выборе земельных участков и запуске работ. Строительство новых складов позволит ускорить доставку товаров между Россией и Китаем, нарастить эффективность логистики и повысить производительность труда в логистической отрасли Дальнего Востока», – резюмирует В. Филатов.
Участники рынка говорят и еще об одном парадоксе, чем больше машин томятся на погранпереходе между Россией и Китаем, тем их меньше в самой России, а это значит, российские грузовладельцы могут испытывать дефицит с поставками оборудования, и с оборачиваемостью транспорта.
Автотранспорт не для перевозки автотранспорта
О доставке автомобилей из Китая в Кемеровскую область в контейнерах Open Top сообщила накануне пресс-служба РЖД. В контейнерах в Китай доставили уголь, обратно – загрузили автомобилями. Железнодорожный перевозчик подчеркивает, доставка осуществлялась в тестовом режиме.
«В эти контейнеры автомобиль может сам заехать и выехать через торцевые двери. Для защиты груза от осадков и внешнего воздействия Open Top сверху укрыт тентом», – сообщила пресс-служба железнодорожного монополиста.
Если тест признают удачным, то новая логистическая цепочка «позволит поставлять автомобили из Китая сразу в дилерские центры страны за Уралом, минуя распределительный центр в Москве», сообщает РЖД. Однако сами автоперевозчики признаются, что использовать железнодорожный и морской транспорт для перевозки автомобилей невыгодно, так как растут и сроки доставки, и стоимость. В сентябре средний срок мультимодальной (море и железная дорога) перевозки из Китая по сравнению с маем вырос на 36%, до 60 дней. Впрочем, и автоперевозчики повышают ставки, в среднем, процентов на 20.