«То есть стоимость метана – это 50% от стоимости дизельного топлива. Не надо забывать, что метан – это сразу Евро-5», – говорит В. Зубков.
У газомоторного топлива в России – большие перспективы для развития. Этому способствует в том числе и государственная программа по развитию газомоторного топлива в России. Она стартовала 10 лет назад, и за этот срок в России число газовых заправок выросло с 200 до 669 ед. Объем потребляемого газа вырос в 3 раза, с 365 млн до 1,3 млрд куб. м. Увеличилось число автомобилей, работающих на газу, – с 70 тыс. до 260 тыс. Впрочем, и число регионов, в которых можно заправить транспорт газом, увеличилось, только «Газпром» работает в 63 регионах.
«Заправки способны заправлять большее число автомобилей, до 500 тыс. Сейчас загрузка в среднем по России составляет всего 36%. Получается, по сути, мы работаем в убыток», – подчеркивает В. Зубков.
При этом поставщик газомоторного топлива поставил перед собой задачу – увеличить число заправок до 1 тыс. уже к 2024 году. Но темпы развития газомоторного топлива зависят в первую очередь от увеличения численности газотранспорта, добавляет В. Зубков. Чтобы выдержать такой высокий темп газификации автотранспорта, необходимо ввести дополнительное субсидирование со стороны государства.
«Нужна реальная господдержка. И она, кстати, не такая уж и большая», – уже подсчитал эксперт.
В сентябре 2021 года он уже передал свои расчеты президенту. Согласно им дотацию в 30 млн руб. на строительство газомоторных заправок должны иметь не только 25 пилотных регионов, а все регионы страны. Сейчас же только «пилоты» имеют преимущественное право, остальные регионы тоже могут строить газомоторные заправки, но дополнительных субсидий они получать не могут. Далее эксперт предлагает уравнять субсидии на производство метановых автомобилей и СПГ-автомобилей – для последних она в 3 раза выше.
«У нас вообще нет автомобилей, работающих от СПГ. Нет ни заправок, нет самого СПГ. Я попросил выравнять субсидии для автомобилей и от СПГ, и от газомоторного топлива», – говорит В. Зубков.
Однако скоро пройдет год, как были переданы предложения президенту и он их подписал, но реальных денег в отрасль так и не поступило, добавляет эксперт.