Мультимодальность и бесшовность – это красивые слова, говорит Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта РФ, но за каждым из них стоят проекты, которые необходимо увязать друг с другом.
«И эта взаимоувязка – основная проблема на сегодняшний день. Как правило, все те реализованные меры, направленные на бесшовную логистику, реализовывались ранее и все – отдельно», — говорит Дмитрий Баканов.
В частности механизм зеленого таможенного коридора реализовывался для бесшовного прохождения грузов из Европы в Китай через Россию. Но система никак не взаимосвязана с участниками логистического рынка. Сейчас электронные навигационные пломбы внедряют для прохождения груза в рамках ЕАЭС. Россия «для упрощения таможенных процедур» пломбирует ряд определенных грузов в порту Новороссийск. Так, например, обеспечивается транзит белорусского леса в третьи страны через Россию. Но проект идет сложно, так как данные, которые есть в системе, не видят все участники рынка. На логистическом рынке рождаются, в основном, монопроекты, рассчитанные на отдельных участников транспортного рынка.
«Несколько лет назад появился проект ЭТРАН. Но когда проект рождался, мало кто и предполагал, что этот проект необходимо будет повторить и в морских перевозках, и на автотранспорте. ЭТРАН –это монопроект. Ситуация повторяется с электронными очередями. Их три. Первая на границе в Забайкальске, вторая на границе с Казахстаном, и третья – в Калининграде, на границе с Литвой. И нам важно увязать их вместе», — говорит Дмитрий Баканов.
Необходимо расширять проект, заявляет представитель Минтранса. Увеличить число погранпереходов, но какие именно погранпереходы переведут очереди в электронный вид в ближайшее время, он не назвал. Заявил, что это будут «наиболее загруженные» международные погранпереходы. Расширить и число участников. Заявлено, к данным электронной очереди должен иметь доступ не только Минтранс, но и таможенная служба, чтобы использовать их и оптимизировать досмотровые ресурсы на пункте пропуска и, возможно, увязать их с «навигационными пломбами». Сегодня в транспорте необходимо внедрять не монопроекты, настаивает представитель Минтранса. А это значит, на электронный документооборот необходимо переходить всем участникам рынка. Без него мы никуда не двинемся, подчеркивает Дмитрий Баканов. Первыми на этот путь встали железнодорожники, теперь их «догоняет» Минтранс, реализуя проект по созданию системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
«ГИС ЭПД – это ключевой, стержневой проект. А дальше – эксперимент по стыковке ГИС ЭПД с ЭТРАНом. Это даст возможность оформлять мультимодальную перевозку с использованием двух видом транспорта – авто и железнодорожный», — говорит Дмитрий Баканов.
Это позволит упросить транзакции на этом плече, и избавиться от атавизмов, добавляет он.
Железный хребет цифровизации
Цифровизация помогла РЖД еще в период борьбы с коронавирусом, так Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги», начал свое выступление на ВЭФ.
«Тогда безбумажный документооборот и цифровое взаимодействие с клиентом помогли не только выстоять, но и упрочить позиции РЖД», — говорит Евгений Чаркин.
Выступающий отметил несколько флагманских проектов, которые железнодорожный перевозчик реализует в настоящее время. Главный из них, конечно, ЭТРАН. Система, со слов представителя железнодорожного монополиста, является основой в перевозках, но только по железнодорожной сети. К системе от РЖД в настоящий момент подключено более 16 тыс. клиентов, это более 30 тыс. пользователей. Но пока РЖД не делится этими данными с коллегами по мультимодальной логистике
«Мы активно развиваем смарт-контакты, все что связано с технологией блокчейн. Это делает взаимодействие со смежниками и партнерами в локомотивном комплексе, в вагонном хозяйстве и в грузовых перевозках абсолютно прозрачным, и строит систему цифрового доверия», — продолжает Евгений Чаркин.
Развивает РЖД и сервис «личный кабинет». Он активно развивается, сейчас уже 25 тыс. клиентов подключены к сервису, из них пять тысяч только за последний год. За восемь месяцев 2023 года оформлено 1,5 млн электронных перевозочных документов, что превышает показатель за прошлый год и показывает динамичное развитие сервиса, отмечает Е. Чаркин.
«Безусловно, электронная торговая площадка грузовых перевозок – удобный сервис с точки зрения заказа перевозки. Сейчас здесь более 20 тыс. вагоноотправок ежемесячно проходит, и 9,5 тыс. клиентов на площадке работает. И подключаются клиенты из других стран», — говорит Евгений Чаркин.
В настоящий момент через сервис ведут работу клиенты из 15 стран мира. РЖД-Маркет позволяет покупателям и продавцам найти друг друга и связаться с помощью железной дороги.