Построенный терминал имеет производительность 800 т в час и целевую производительность до 1 млн т перевалки зерна. Техническая производительность терминала – до 3 млн т.
«По факту запуска в июле у нас появится дополнительный поток грузов. Сейчас суточная норма подачи/уборки, технологической обработки составляет 110 вагонов в сутки. А по факту запуска данного терминала мы дополнительно сможем обрабатывать до 200 вагонов в сутки каждые сутки. Но возникает вопрос: везти? Инфраструктура имеет физические ограничения», – рассказывает Р. Ниазбаев.
Главная станция, через которую проходят грузы, – Заречная – была построена в 1917 году, в 1954-м модернизирована. С тех пор она не реконструировалась. Порт обратился в РЖД за помощью, заверив в наличии гарантированных объемов для вывоза.
«Мы развиваем инфраструктуру и строим внутренние железнодорожные пути, которые находятся в рамках нашего терминала. По факту получения соответствующих разрешений мы будем строить дополнительные выставочные пути для расширения коммуникации с общим ходом. Но, к сожалению, процедура получения разрешения достаточно сложная. Другими словами, это дорога длиной в несколько нет», – отмечает Р. Ниазбаев.
Отметим, что еще в конце прошлого года порт обращался к администрации города с просьбой помочь в двух вопросах: содействии в выдаче разрешения и дальнейшего строительства выставочных путей, так называемой косынки; восстановлении и дальнейшей поддержки при строительстве ст. Портовая. «Это большое железнодорожное кольцо, которое сможет разгрузить всю левобережную зону. На ее строительство было получено разрешение 10 лет назад», – сказал Ниазбаев.
Как напомнил начальник Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Сергей Задорин, через СКЖД, а именно через ст. Ростов-Главный проходит большое количество пассажирских поездов. Ни один груженый состав через со стороны Севера не идет через Ростов-Главный.
«Движение на Заречную затруднено не по нашей вине. Так сложилось исторически, что станции хватало для того объема, который приходил, и маневровый тепловоз разделял состав нескольким грузополучателям ст. Заречная. Но к одному ходовому пути, который есть на станции, подключились уже 16 подъездников. Ростовский порт – сегодня действительно развивающееся предприятие и действительно обещает вывозить названные объемы. Но мы должны учитывать, что и те 15 грузовладельцев тоже что-то делали на своих путях. Были заключены договоры на ежесуточные поставки и обработки на станции 560 вагонов. Но расчет станции составляет сегодня не более 193–195 вагонов. По факту сейчас не более 140 вагонов ежесуточно обрабатывается на станции. И с этими 140 мы великолепно справляемся», – говорит С. Задорин.
Он отметил, что если объемы будут действительно подтверждены всеми 16 грузоотправителями, необходимые грузы будут вывезены. «Сегодняшние технологии позволяют это сделать. Ее суть в том, что большой тепловоз забирает состав с грузом и ведет его на территорию, расставляет на точки погрузки и выгрузки. Пока же технология была иная: наш маневровый тепловоз забирал состав, подавал его на ходовой путь к воротам предприятия, и начиналась раздача. В итоге терялись часы, пропускная способность этого пути», – добавляет начальник дороги.
«Если будет 110 вагонов, мы справимся. Если в 3 раза больше – это большой вопрос. И это не только проблема железной дороги. Здесь нужен комплексный подход всех грузоотправителей. Когда будет консолидация, мы поймем их запрос, получим их подтверждение, тогда можем вести речь о большой модернизации станции», – добавил С. Задорин.
Он добавил, что ранее были подготовлены проекты строительства новой станции с другой стороны Заречной. Но этот первоначальный проект был отвергнут из-за отсутствия подтверждения тех объемов, на которые изначально рассчитывали.
Заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило, в свою очередь, отметил, что компания готова перевезти любой объем грузов. И поэтому вопрос не в объеме, а в том, как быстро возможно реализовать инвестиционный проект и кто будет вкладывать живые деньги, под какие гарантии. По его мнению, из любой ситуации, даже такой непростой, как со ст. Заречная, можно найти выход.
Добавим, что, как ранее сообщал РММП, первый этап проекта терминала начали реализовывать в III квартале 2019 года. В частности, построили лабораторию с механизированным отбором проб, три автоприемных линии, два железнодорожных приема, восемь складов для единовременного хранения порядка 45,6 тыс. т зерна, две конвейерные линии отгрузки и две погрузочные башни, семь конусных емкостей.
Второй этап создания терминала планируется начать в III квартале 2021 года и завершить в II квартале 2022-го. Этот этап предполагает расширение складской мощности путем строительства еще 16 площадок общим объемом хранения в 91,2 тыс. т зерна, а также создание систем чистки и сушки и закупка контейнеров. Компания планирует потратить на это 600 млн руб.