Как рассказали РЖД-Партнеру в коммуникационной компании TLK Media, в пик кризиса в Казахстане самые серьезные ограничения наблюдались в работе авиатранспорта. Это было связано с захватом аэропорта Алматы и попытками блокировать воздушные гавани в других городах страны. Пришлось отменять международные и многие внутренние авиарейсы. Казахстанцы, находившиеся в то время за рубежом, оказались в сложной ситуации из-за невозможности вернуться в страну.
«На сегодняшний день авиасообщение восстанавливается, к штатному режиму работы переходят все аэропорты республики, кроме Алматы и Талдыкоргана. Алматинский аэропорт задействован в приемке воинских грузов миротворческого контингента ОДКБ, военно-транспортными самолетами осуществляется эвакуация граждан России и сотрудников некоторых зарубежных дипломатических миссий», – сообщила РЖД-Партнеру генеральный директор коммуникационной компании TLK Media, президент Центра корпоративных коммуникаций Жанна Исингарина.
Назначены дополнительные поезда
В то же время железнодорожный транспорт работал относительно стабильно – с локальными ограничениями в зоне беспорядков на юге и западе Казахстана. При этом инфраструктурные объекты, по словам Ж. Исингариной, не пострадали. До полного возобновления движения пассажиров задержанных или отмененных поездов обеспечивали питанием и водой. Казахстанские железные дороги своевременно информировали пассажиров обо всех изменениях в расписании посредством бесперебойной работы портала национального перевозчика, доступ к которому был открыт даже в условиях блокировки интернета в стране.
«В течение полугода пассажиры могут вернуть средства за неиспользованные билеты на поезда, курсирующие в период действия ЧП. При этом в билетных кассах АО «Пассажирские перевозки» пассажиры получат полную выплату стоимости проезда – без удержаний. В настоящее время организовано несколько дополнительных поездов по маршруту Алматы – Нур-Султан», – проинформировала Ж. Исингарина.
Отметим, что работники АО «НК «КТЖ» по собственной инициативе сдавали и продолжают сдавать кровь для людей, пострадавших в ходе массовых беспорядков. За последние три дня в пункты переливания крови обратилось более 200 работников магистрали.
«Первыми донорами стали железнодорожники из Атырау. Добрую акцию подхватили работники компании других регионов», – сообщили в пресс-службе Казахстанских железных дорог.
Ситуация постепенно стабилизируется
Что касается функционирования автотранспорта, то сейчас, по имеющейся у РЖД-Партнера инсайдерской информации, республиканские автодороги открыты, вблизи областных центров установлены блокпосты с проверкой документов. В период острой фазы проведения силовых операций наблюдалось скопление автомашин, включая грузовой транспорт, на границе с Кыргызстаном. Именно туда, по предположению властей, могли направиться участники беспорядков.
В целом же ситуация в Казахстане постепенно стабилизируется. По информации TLK Media, уже возобновляется интернет-подключение, сбои в работе которого существенно затруднили работу транспортного бизнеса Казахстана в первые дни введения чрезвычайного положения в стране. Комитет госдоходов разрешил выписывать электронные счета-фактуры на бумаге с последующим внесением в информационные системы в течение 15 календарных дней с 19 января 2022 года. Совместно с национальной палатой предпринимателей «Атамекен» идет проработка мер поддержки бизнеса, который столкнулся со сложностями в период чрезвычайного положения.
«Произошедший кризис актуализировал насущные вызовы, стоящие перед транспортной отраслью. Выступая в мажилисе парламента, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время утверждения нового премьер-министра Алихана Смаилова дал поручения навести порядок в таможенных органах, в частности, на границе с Китаем, а также пересмотреть подходы к резонансным в обществе вопросам утилизационного сбора, строительства ЛРТ в Нур-Султане. Прозвучал четкий сигнал на повышение прозрачности в системе госзакупок национальных компаний, совершенствование механизма отбора кадров в управлении государственными структурами, цифровизацию документооборота и дебюрократизацию, развитие технического образования», – подытожила Ж. Исингарина.