Среди таких нефизических барьеров – бумажная работа, связанная с пересечением границ и несовершенством таможенных процедур, неполное покрытие предварительным электронным информированием, неполное признание уполномоченных экономических операторов и другое.
«Пример, который показывает, как меры, не связанные с инфраструктурой, могут увеличивать объем перевозок и решать вопросы грузопотоков: на Московском транспортном узле идет большая стройка, и, чтобы увеличить объем перевозок в пригородных направлениях, строят вторые пути, дополнительные платформы, переходы и прочее. Но есть возможность просто уменьшить интервалы между поездами с 6 минут до 3-х, что увеличит пропускную способность в 2 раза и позволит с минимальными инфраструктурными вложениями получить тот же эффект. По аналогии, развитие мягкой инфраструктуры позволит значительно увеличить пропускную способность и увеличить потенциал коридора для перевозок во внешнеторговых сообщениях и транзите, – рассказал руководитель центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Александр Забоев.
По его словам, проблемы надо решать в комплексе и задача заключается в нахождении оптимальных решений, при которых будет соблюден баланс и по инфраструктурным вложениям, и совершенствованию процедур, которые в итоге позволят достичь максимального результата по увеличению объемов перевозок, развитию географии и структуры транспортных связей между странами.
Так, в числе возможных решений, во-первых, гармонизация процедур пересечения границ, в том числе таможенных, на основе международных соглашений конвенции ООН.
Во-вторых, гармонизация тарифной политики: в рамках МТК Север – Юг должны создаваться эффективные тарифные механизмы, как, например, на маршрутах ОТЛК ЕРА в сообщении Китай – Россия – Европа.
В-третьих, привлекательности коридора мешает несовершенство механизмов платежей и страхования. Например, купить автоперевозку в Иране можно только за риалы наличными, в связи с этим создание сквозных сервисов испытывает сложности. Когда барьеры будут устранены, удастся эффективно выстраивать цепочки с учетом различных санкций, страховать грузы, которые идут по коридору. Все это также снизит издержки и увеличит скорость движения по коридору.
Цифровизация транспортных процедур. Например, в области автоперевозок это книжка МДП, электронная накладная CMR. Такая мера позволила бы ускорить движение товаров и снизить время простоя транспортных средств на границе.
«По большому счету, нужно решить главную задачу – создать не просто транспортный, но экономический коридор, который позволил бы вкладывать в том числе в экономическое развитие регионов, поскольку транспортная инфраструктура, как известно, позволяет генерировать спрос и создавать различный мультипликативный эффект не только для государств, но и регионов, которые лежат на пути коридора», – резюмировал А. Забоев.