Два плюс три
О раскатке МТК Север – Юг, МТК Запад – Восток и Севморпути рассказал Дмитрий Зверев, замминистра транспорта России. Но транспортной отрасли этого мало: логисты требуют новых маршрутов. И предлагают еще два.
Первый проходит через Кыргызстан, Узбекистан, Киргизию и страны Каспия. Логистическую сеть, не исключено, в будущем расширят до Китая. Сейчас по маршруту, по словам участников рынка, идет по 40 машин в день, но уже в будущем году грузопоток, возможно, вырастет в 10 раз, до 400 машин в сутки. Задача на 2024 год – перевезти по нему минимум 5 млн т, поделился планами Д. Зверев. «Коллеги поддерживают и согласны поддержать реализацию этого маршрута», – продолжил он.
Второй маршрут ранее называли невозможным для реализации. Но этим летом Пакистан, Узбекистан и Афганистан не только подписали совместный протокол о строительстве Трансафганской магистрали, но и пропустили по ней первый груз. Магистраль в будущем соединит узбекскую железнодорожную сеть с пакистанскими железными дорогами через афганскую территорию. Пакистан, Афганистан и Узбекистан уже согласовали дорожную карту для проведения технических исследований и источники финансирования для скорейшей реализации проекта. По оценкам Узбекистана, железная дорога через Афганистан протяженностью 760 км сократит время доставки грузов в Пакистан примерно на 5 дней и позволит снизить транспортные расходы не менее чем на 40%. Предполагается, что проект завершат к концу 2027 года, к 2030-му поезда смогут перевозить по Трансафганской магистрали до 15 млн т грузов в год. Участники рынка не исключают, что маршрут свяжет страны Евросоюза, Россию, Узбекистан и Афганистан с пакистанскими портами на Аравийском море. «Как показала практика, транспортные коридоры позволяют эффективно запускать новые транспортные и торговые связи», – заявил Д. Зверев.
Дмитрий Вольвач, заместитель министра экономического развития России, рассказал также о частной автомобильной дороге «Меридиан», которая соединит Китай и Европу и станет альтернативой Суэцкому каналу, а также одновременно возьмет на себя часть нагрузки с Транссибирской железнодорожной магистрали.
Единое пространство
Перечень приоритетных инфраструктурных проектов в сфере транспорта уже сформирован, отметил Д. Вольвач. «Все страны – участники как ЕАЭС, так и ШОС – должны получить максимально удобную и эффективную транспортную связанность», – сказал он.
Работа таможенных органов, Россельхознадзора, пограничного и весового контроля должна быть максимально гармонизирована и упрощена, но выиграть и в сроках, и в цене транспортной услуги получится только тогда, когда вся транспортная отрасль будет переведена в цифру. Первой к процессу цифровизации подключилась Беларусь, но другие страны также готовы к этому. Один из элементов – электронная очередь. Она уже запущена в трех МАПП, четвертым стал казахстанский ДАПП «Бидаик» (сопредельный – ДАПП «Одесское») на границе Северо-Казахстанской и Омской областей. Здесь электронную очередь запустили с 1 ноября. «Не все идет гладко, но ни один пилот не может пройти без тех уроков, которые необходимо усвоить. Да, надо внести изменения в организационный порядок и усовершенствовать программно-аппаратную часть. Но будущее – за электронными очередями, они позволяют нормализовать грузоперевозки», – продолжил Д. Вольвач.
В общее цифровое пространство участников рынка выходят и электронные навигационные пломбы. В России они пока действуют в условиях двух экспериментов – как в автомобильных, так и в железнодорожных перевозках между Россией и Белоруссией и между Россией, Казахстаном и Киргизией. Эксперименты продлятся до конца 2023 года. Для перевозки грузов используют уже более 50 тыс. пломб. «Пломбирование способствует созданию зеленых коридоров, что, в свою очередь, упрощает таможенные и другие досмотровые процедуры при пересечении границы», – отметил он.
В 2024 году эксперимент завершится. В ЕАЭС навигационные пломбы станут использовать для перевозки отдельных категорий товаров.