Компания Х5 Import поставляет в Россию товары из более чем 70 стран. Как сообщил на пленарной сессии управляющий директор компании Денис Ткач, потребность российского ритейла в импортных поставках остается высокой. По его словам, ряд категорий продукции невозможно полностью заменить внутренними ресурсами. Среди них – экзотические фрукты и алкогольные напитки.
Чтобы удовлетворить покупательский спрос, Х5 Import в ноябре 2024 года запустила уже четвертый логистический хаб. По словам Ткача, это позволяет компании «сглаживать пики поставок в период сезонных всплесков».
«Мы видим в этом некоторое конкурентное преимущество: за счет новых инфраструктурных мощностей мы можем более точно управлять товарными запасами. Ведь для нас как для ритейлеров важно не столько время поставки продукции, сколько ее прогнозируемая частотность и корректные объемы. Таким образом, мы можем гибко реагировать на спрос покупателей», – пояснил он.
Ткач также отметил растущий объем операций с Китаем. Компания начинает осторожно тестировать экспорт собственных торговых марок в страны Азии.
«Это пока пилотный проект, но мы видим интерес со стороны азиатских партнеров», – добавил он.
По его словам, в логистике не бывает «невозможных цепочек».
«Мы всегда можем доставить товар тем или иным способом. К сожалению, цена уходит на второй план – важнее его доступность», – заключил эксперт.
Перевозчики говорят о проблемах
Как сообщил первый заместитель генерального директора РЖД Сергей Павлов, тарифы на перевозки регулируются государством и их повышение было согласовано еще в декабре 2024 года. В тариф включены не только транспортные расходы, но и складские услуги, а также вагонная составляющая.
«При очевидном переизбытке вагонов на сети РЖД их стоимость растет. Что сделали РЖД? Мы в своих дочерних компаниях установили понижающие коэффициенты и скидки на использование вагонов. Это уже привело к тому, что операторы начали оптимизировать ставки», – отметил Павлов.
По его словам, это позволило участникам рынка задуматься о стратегии работы: либо ожидать максимальной маржи, либо обеспечивать стабильные объемы перевозок и гарантированный доход.
«Это те меры, которые мы совместно с Минтрансом реализуем, и они дают результат», – подчеркнул Павлов.
Контейнерные перевозки продолжают расти. Как отметил топ-менеджер, эта динамика особенно важна, поскольку контейнерные грузы обеспечивают большую добавленную стоимость.
В 2024 году по инфраструктуре Российских железных дорог было перевезено почти 7,9 млн контейнеров ДФЭ, что на 5,9% больше по сравнению с 2023 годом. Этот показатель стал рекордным за всю историю железнодорожных перевозок в России. За последние 10 лет объем контейнерных перевозок увеличился в 2,5 раза.
Рост перевозок и развитие инфраструктуры
Павлов подчеркнул, что основой перевозочного процесса остается железнодорожная инфраструктура и дальнейшее развитие отрасли невозможно без ее модернизации.
«Инвестиционная программа напряженная, но она позволяет выполнять поставленные задачи», – отметил он.
В числе ключевых направлений – расширение Восточного полигона и модернизация пограничных переходов.
По данным РЖД, в 2024 году по инфраструктуре Восточного полигона было перевезено 180 млн тонн грузов. Объем перевозок в Китай достиг 175 млн тонн, что стало историческим максимумом.
Тренд сохраняется: за январь – февраль 2025 года по сети РЖД перевезено более 30 млн тонн грузов в сообщении с КНР, что на 9,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
«Рост международных перевозок на восточном направлении обеспечивается в том числе совместными усилиями с нашими евразийскими партнерами – прежде всего железными дорогами Беларуси и Казахстана», – подчеркнул Павлов.
По его словам, продолжается работа по увеличению пропускной способности пограничных станций, несмотря на корректировку инвестиционной программы. В частности, проект «Агроэкспресс» показал рост объемов перевозок до 80%.