Нацпроекты в помощь
Первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов напомнил, что с октября 2018 года реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт», нацеленный на увеличение вывоза за границу товаров несырьевого характера. Его действие необходимо продлить и доработать.
«К 1 сентября 2024 года предстоит скорректировать этот национальный проект. Правительство России уже работает над актуализацией паспорта нацпроекта, в котором планируется зафиксировать новые реалии международной торговли», – сказал сенатор.
Для обеспечения внешнеторгового трафика российским правительством после 2022 года были определены 68 мероприятий по развитию транспортных коридоров в направлении Азово-Черноморского бассейна, Дальнего Востока и МТК Север – Юг, из которых 10 реализованы, уточнил директор департамента стратегического развития Минтранса РФ Ренат Гайнетдинов. В основном это меры по реконструкции пунктов пропуска, судоходных каналов, железнодорожной и автодорожной сети, как, например, обходы Анапы, Аксая, Краснодара, расширение автотрассы «Кавказ».
Также были подписаны межправительственные соглашения по развитию смежной инфраструктуры с Ираном, Казахстаном, Беларусью. В настоящий момент в работе находится аналогичное соглашение с Азербайджаном, проинформировал Р. Гайнетдинов.
Меры по развитию транспортной системы позволили за 2 года увеличить объем экспорта по трем коридорам на 16%, или на 77 млн т. В президентском указе, отметил представитель Минтранса, стоит амбициозная задача – к 2030 году увеличить объем экспортных перевозок в 1,5 раза. Для достижения этой цели будет так же задействовано северо-западное направление и Севморпуть.
При этом расшивка узких мест, в том числе для освоения новых объемов экспорта, закладывается в нацпроект «Эффективная транспортная система», добавил чиновник.
Особое внимание здесь должно быть сосредоточено на приграничной территории, обратил внимание И. Абрамов. В частности, на мостовом пункте пропуска Кани-Курган (Благовещенск – Хэйхэ) готовность сопутствующей инфраструктуры запаздывает: запуск таможенного терминала все откладываются.
«С учетом того, что у нас мост построен по концессии, есть определенные обязательства. Взяли 21 млрд руб. – нужно отрабатывать. Сегодняшняя временная схема – 200 машин [в сутки], а у нас потребность больше. Когда будет полностью построен таможенный терминал, будет 800. Каждая машина за проезд платит средства – это все посчитано», – резюмировал сенатор.
Деньги любят тишину
Транспортно-логистические вопросы участниками ВЭД и перевозчиками сегодня более-менее решаются, чего не скажешь о затруднениях, связанных с финансовыми взаиморасчетами, подчеркивает директор департамента внешних связей Торгово-промышленной палаты РФ Илья Нестеров.
Количество поступающих такого рода обращений от бизнеса в представительства ТПП в Пекине и Шанхае за I полугодие выросло на 60%, сообщил он.
«Рецепты есть. Предпочитаем в индивидуальном порядке бизнес консультировать», – сказал И. Нестеров.
Проблема во многом будет решена с внедрением цифровых валют, считает вице-президент Российского экспортного центра Станислав Георгиевский. На законодательном уровне такая работа ведется.
После 2022 года многие экспортеры высокотехнологичной продукции пробуют реализовывать продукт не напрямую от России, а стараясь скрыть свой след, говорит президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.
«На самом деле мы сейчас поставляем в недружественные страны достаточно много разных высокотехнологичных вещей, но это делается путем абсолютного сокрытия российских корней. И здесь важно, чтобы в новых мерах поддержки развития нацпроекта были предусмотрены в том числе меры поддержки тех экспортеров, которым приходится скрывать свое российское происхождение. Это достаточно нетривиальная задача», – пояснил В. Хайков.
Автор: Павел Белов
Фото: Пресс-центр РЖД
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.