Грузооборот
Так, по данным статистической службы, в июне 2024 года общий грузооборот транспорта составил 433,5 млн т-км, что на 4 млн т-км меньше, чем годом ранее.
На железнодорожный пришлось 204 млн т-км, и это самое большое падение от месяца к месяцу с начала года: по отношению к маю грузооборот снизился на 12,5 млн т-км. Морской транспорт тоже значительно снизил показатели, также продемонстрировав самое большое падение с начала года – 3,32 млн т-км (май – 8,7 млн т-км). Воздушный транспорт, по сравнению с остальными, в относительном порядке: в июне оборот составил 142,8 млн т-км (в мае – 142,9 млн т-км). Оборот автотранспорта, напротив, вырос до 33 млн т-км, что на 500 тыс больше, чем месяцем ранее, и пока это самый большой показатель с начала года.
Перевозка грузов
За июнь 2024 года всеми видами транспорта перевезено 808,8 млн тонн груза. Но не всеми – со знаком «плюс» в сравнении с предыдущим месяцем.
Из них железнодорожным транспортом перевезено 98,4 млн т – меньше, чем за три предшествующих месяца, которые стабильно демонстрировали перевозку свыше 100 млн т. Такие же данные в морском сегменте – три месяца показатели превышали 3 млн т, а в июне упали до 2,3 млн. Немного снизились перевозки авиатранспортом – до 38,4 млн (в мае – 38,5 млн). Значительная прибавка – и июнь стал рекордным – в автотранспортной отрасли: 614,8 млн т.
Можно предположить, что автотранспорт демонстрирует такой рост в связи с переориентацией его на Восток, где сейчас отрасль испытывает большое всестороннее напряжение: дефицит инфраструктуры, железнодорожных подвижных составов, персонала. Переживают рост ставок на оборудование и сами перевозки.
«Резкий рост отгрузок вызвал сложности с получением мест на судах, длительное ожидание погрузки на суда в порту отправления, увеличение сроков погрузки на железную дорогу после прибытия контейнеров в порты Владивостока. В связи с этим срочные грузы продолжают перевозить контейнерными поездами», – говорит Юлия Бададян, руководитель департамента логистики ModernWay.
Поезда – не панацея
«Загруженность портовых терминалов составляет более 80%. Время ожидания отгрузки на железную дорогу на Дальнем Востоке порой превышает 2-3 недели. Ускоренные контейнерные поезда не справляются с требуемым объемом перевозок, не хватает подвижного состава, в частности, фитинговых платформ для вывоза грузов. Отправка контейнеров в полувагонах увеличивает транзитное время перевозки по железной дороге в связи с необходимостью погрузки и крепления контейнеров в полувагонах, ожидания перегруза на фитинговые платформы на региональных станциях», – комментирует национальный менеджер по интермодальным транспортировкам NOYTECH Supply Chain Solutions Федор Токарев.
В этом случае по многим направлениям быстрее и сопоставимо по цене стало возить грузы автомобильным транспортом.
«Безусловно, когда мы говорим о грузах более 20 тонн, контейнеры остаются единственным вариантом, но в случае, если объемы груза позволяют воспользоваться автомобильной доставкой, клиенты все чаще выбирают этот вариант», – подчеркивает Алексей Каналин, заместитель генерального директора «ТРАСКО» по авиа- и мультимодальным перевозкам.