На одного российского безработного, который стоял на бирже труда в октябре 2023 года, приходилось четыре вакансии, на такие данные Росстата ссылаются экономисты. Между тем год назад на сто вакансий приходилось 163 соискателя. То есть год назад право выбора было у работодателя, а сейчас – у того, кого нанимают. Основные бенефициары кадрового голода – промышленный сектор, прокомментировал ситуацию Евгений Надоршин, Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ Капитал». В числе проигравших – сектор услуг. В России зафиксирован острый дефицит рабочих, инженеров. «Синие воротнички» в первую очередь ориентируются на уровень заработной платы, отмечают участники делового завтрака. Поэтому они в уходящем году, чтобы утолить кадровый голод, наращивают гонку зарплат. Наиболее значительный скачок и доходов, и дефицит кадров – в регионах.
«Это значит, столичные работодатели переманивает кадры из регионов. И это проблема на 2024 год», – подчеркнул Николай Кульбака, экономист, к. э. н.
Однако сложившаяся ситуация не способствует как росту экономики, так и росту ВВП. На это можно было бы рассчитывать, есть повысить производительность труда. А для этого российские работодатели должны инвестировать в новые технологии.
«Но для России выход на рынки новых технологий закрыт. Те технологии, которые внедряют, – второго и даже третьего уровня, они не могут обеспечить прорыв в производительности труда», – продолжил Н. Кульбака.
Эксперты не исключают, на рынке в 2024 году вырастет спрос и на мигрантов. Правда, нестабильная национальная валюта превратила российского работодателя в менее привлекательного, такое заявление сделал Н. Кульбака.
«Пока в России есть работа для мигрантов. И есть мигранты, которые трудоустраиваются в России. Но интерес падает. Мигранты из Средней Азии едут в Турцию и Юго-Восточную Азию», – добавил он.
Экономика в 2024 году покажет не столь значительный рост экономики, но он, не исключено, будет, пусть даже и небольшой, говорит Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН, д. э. н.
«Начнет сказываться неоднократное повышение ключевой ставки, которая была в 2023 году. Думаю, рост в два процентных пункта будет. Сам Центробанк заявляет о лаге в 4–6 месяцев, после которого начинается явное влияние на рынок роста ключевой ставки. Поэтому негативное влияние роста ключевой ставки появится именно в 2024 году», – отметил Николаев.
Центробанк в настоящее время одновременно и удерживает инфляцию, и поддерживает валютный курс. Последним он не занимался с 2015 года, прокомментировал Н. Кульбака.
«Если честно, то Центробанк не может одновременно удерживать и валютный курс, и инфляцию. Что-то он будет вынужден отпустить», – резюмировал Н. Кульбака.
Если грузоперевозки, то только мультимодальные
В России определяющая роль в грузоперевозках – у железнодорожного транспорта, а этого нет ни в одной из стран мира, в большинстве из них грузы отдают автомобильному транспорту, об этом сказал Н. Кульбака. Эксперт тут же добавил, что речь идет не о сокращении перевозок по железнодорожной сети, а о наращивании доли перевозок автотранспортом. Мультимодальные перевозки – это общий тренд, подчеркнул он.
«Железнодорожный транспорт в одиночку не справится с теми объемами, которые нужны для развития экономики. Мы не можем все возить по железной дороге! И, главное, железнодорожная сеть должна сочетаться с другими видами транспорта», – в этом суждении эксперт не готов мириться с противоположным мнением.
Однако России не удастся преодолеть эту проблему в 2024 году. Более того, если судить по мирового опыту, то рынок будет искать решение ближайшие лет десять.
«Для сравнения – в Америке строили систему автомагистралей 25 лет. Да, сейчас технологии другие, и Россия, возможно, решит этот вопрос быстрее. Но эта цифра необходима, чтобы понимать те объемы дорог, которые нужно построить в ближайшее время», – продолжил Николай Кульбака.
Темпы перевозок автотранспортом уже растут. Причем быстрее, чем растет стоимость топлива, заключил он.