+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.10.2024 13:53:19
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Обзор рынка бирж грузоперевозок: тренды и перспективы на 2025 год

Рынок бирж грузоперевозок

Платформа Roolz провела независимое исследование рынка бирж грузоперевозок, чтобы проанализировать, как различные участники решают свои логистические задачи и какие услуги предлагают пользователям.

Цель исследования — выявить, насколько эффективно развиваются платформы, их прибыльность, предстоящие тренды и перспективы роста.

Перед тем как детально рассмотреть рынок бирж, важно обратить внимание на глобальные тенденции в сфере грузоперевозок и информационных технологий (IT).

Тенденции в сфере грузоперевозок и IT

Логистика составляет значительную часть мировой экономики, занимая около 10–11% мирового ВВП, что эквивалентно 10,1 трлн долларов в 2022 году. На транспортную логистику приходится 56% этих затрат, или примерно 5,7 трлн долларов. Из них автотранспорт занимает лидирующие позиции, составляя 74,7% от общего объёма, что соответствует 4,3 трлн долларов.

Объем затрат на транспортную логистику

Средние затраты компаний на IT-решения составляют 8,3% от их выручки, но в логистике этот показатель пока достигает лишь 5,1%. Из этой суммы около 53% уходит на программное обеспечение, включая 19% на SaaS-решения. Это означает, что логистические компании выделяют около 1% своей выручки на SaaS, преимущественно специализированные решения.

В 2022 году затраты на ПО для автомобильных перевозок достигли 90,9 млрд долларов, и к 2029 году они могут вырасти до 146,7 млрд долларов, включая 27,9 млрд на SaaS-решения.

Затраты логистических компаний

Биржи развиваются параллельно с цифровизацией, обеспечивая участникам рынка новые инструменты для улучшения работы и снижения затрат.

Биржи грузоперевозок: что это, зачем нужны и виды

Биржа грузоперевозок — цифровая платформы, которая соединяет грузовладельцев с перевозчиками, упрощая процесс заключения сделок. Биржа помогает эффективно управлять логистикой, снижать затраты на транспортные операции и минимизировать порожние рейсы.

Основная задача цифровых платформы — создание единого пространства для эффективного взаимодействия всех участников рынка. На биржах грузов и транспорта пользователи могут размещать заявки на перевозку, а перевозчики — предложения своих транспортных средств. Такое решение позволяет обеим сторонам быстро находить подходящие варианты и оптимизировать процесс организации перевозок. Такой формат также упрощает поиск нужных решений для каждой стороны, обеспечивая более оперативное и эффективное взаимодействие.

Биржи грузоперевозок — не посредники и не экспедиторы. Они представляют собой нейтральные платформы, которые объединяют грузовладельцев и перевозчиков без конфликта интересов.

В отличие от цифровых экспедиторов, которые выступают в роли посредников и работают на основе договоров и оплаты, биржи не вмешиваются в процесс выполнения заказа. Хотя цифровые экспедиторы создают системы, похожие на биржевые платформы, они не являются полноценными биржами грузоперевозок, так как функционируют по иной модели взаимодействия.

Виды бирж грузов и транспорта

Биржи грузоперевозок делятся на два основных типа:

1. Публичные биржи

Публичные биржи открыты для всех участников рынка и предоставляют возможности для поиска грузов и транспорта в реальном времени. Такие платформы позволяют организовать краткосрочные перевозки, предлагая грузовладельцам и перевозчикам широкий выбор предложений.

Публичные площадки ориентированы на спотовые сделки, то есть на быстрые и разовые перевозки, и являются важным инструментом для компаний, которые работают в условиях динамичных и меняющихся требований.

Публичные биржи=спотовый рынок

2. Приватные биржи

Приватные биржи — закрытые платформы для долгосрочного сотрудничества между проверенными партнерами. Закрытый формат позволяют компаниям организовать тендеры, вести переговоры и заключать долгосрочные контракты с доверенными перевозчиками.

Приватные площадки чаще используются в контрактной логистике, где требуется стабильность и высокая степень контроля над перевозками.

Сначала компании обращаются к своим проверенным и постоянным партнёрам, проверяя доступные транспортные возможности в своей базе перевозчиков и заказчиков. Более 80% всех перевозок осуществляется на контрактной и приватной основе. Значительная часть спотовых перевозок также организуется через знакомых контрагентов, что фактически превращает этот процесс в приватный спот. Такой подход позволяет поддерживать высокий уровень доверия и контроля, минимизируя риски и обеспечивая стабильные условия для сотрудничества.

Игнатенко Константин

Игнатенко Константин

Сооснователь платформы для организации грузоперевозок Roolz

Преимущества работы на бирже грузоперевозок для участников рынка

Биржевые площадки грузоперевозок предоставляют многочисленные преимущества как для перевозчиков, так и для грузовладельцев:

1. Преимущества для перевозчиков

  • Сокращение простоев: автоматизированные системы подбора грузов помогают перевозчикам избежать простоев, что снижает эксплуатационные расходы и увеличивает прибыль.
  • Доступ к большому количеству заказов: биржи обеспечивают перевозчиков доступом к большому количеству заявок на перевозку, что позволяет загружать транспортные средства как на прямые рейсы, так и на обратные маршруты.
  • Расширение клиентской базы: пользователи получают доступ к полному перечню «прямых» грузовладельцев, экспедиторов, перевозчиков.
  • Оптимизация маршрутов: благодаря инструментам поиска попутных грузов перевозчики могут оптимизировать свои маршруты, что снижает порожние пробеги и уменьшает расход топлива.
  • Коммуникация: цифровые платформы предлагают централизованную систему коммуникаций, что упрощает взаимодействие между участниками процесса и позволяет решать возникающие вопросы в оперативном порядке.

2. Преимущества для грузовладельцев

  • Быстрый поиск перевозчиков: грузовладельцы могут быстро находить транспортные компании, что сокращает время на организацию перевозки и помогает избежать задержек.
  • Конкурентные тарифы: биржи позволяют проводить тендеры и торги, сравнивать несколько предложений от перевозчиков. Все это помогает выбрать наиболее выгодный вариант закрытия сделки по цене и условиям.
  • Расширение базы перевозчиков: платформы предоставляют доступ к большому количеству транспортных компаний, что упрощает поиск новых партнеров и заключение долгосрочных контрактов.

Перспективы роста и монетизации бирж грузоперевозок: анализ рынка и успешные мировые примеры

По данным исследования Arthur D. Little, рынок бирж грузоперевозок демонстрирует высокий потенциал роста, с прогнозируемым ежегодным приростом на 27%.

К 2025 году ожидается, что выручка отрасли достигнет 11,9 млрд евро. Основные доходы таких платформ формируются за счет абонентской платы, а на зрелых рынках маржинальная прибыль бирж может достигать 40%. Примером успешного игрока является Full Truck Alliance из Китая, с годовой выручкой более 1 млрд долларов, которая увеличила доходы благодаря дополнительным сервисам, таким как брокерские услуги и онлайн-комиссии.

Площадки типа DAT в США зарабатывают до 1% от стоимости перевозок, осуществляемых на его платформе. Такой процент был достигнут благодаря подпискам и аналитическим сервисам для пользователей, а также партнерским сервисам, таким как факторинг. Основной сложностью на этом рынке является изменение привычек пользователей и внедрение новых технологий для оптимизации процесса поиска и организации перевозок. В странах с менее развитой логистической инфраструктурой особенно заметны трудности с переходом на цифровые платформы, где привычные методы, такие как использование мессенджеров, остаются доминирующими.

Несмотря на это, цифровизация логистики неизбежно растет, и роль бирж в контрактной логистике становится все более важной. Ожидается, что в ближайшие годы количество перевозок, заключаемых через приватные площадки, вырастет в 4 раза, что также увеличит их выручку. Поэтому такие классические спотовые решения, как Trans.eu Private Exchange, ATI.su и Roolz, активно развивают функционал приватного взаимодействия и предлагают пользователям удобные решения для управления как спотовыми, так и долгосрочными контрактами.

Исторические приватные биржи, такие как Carrier Management Systems или модули TMS, постепенно теряют позиции по сравнению со спотовыми биржами. Это происходит из-за удобства "единого окна" для перевозчиков и заказчиков, которое предлагают спотовые биржи. Спотовые платформы обеспечивают более быстрый и простой доступ к рынку, где можно оперативно находить грузы и транспорт, что делает их предпочтительным вариантом как для краткосрочных, так и для срочных перевозок.

Различия между биржами и маркетплейсами

Основное отличие между биржами грузоперевозок и маркетплейсами заключается в механике взаимодействия. Биржевые платформы позволяют грузовладельцам и перевозчикам напрямую торговаться, заключать сделки, а также автоматически сопоставлять грузы и транспорт. Это полноценные торговые площадки с функциями аукционов и тендеров.

Маркетплейсы, напротив, выступают в роли досок объявлений, где публикуются предложения о транспорте и грузах, без возможности автоматического сопоставления и проведения торгов, что делает их менее функциональными в логистике.

Обзор мирового рынка бирж грузоперевозок

Платформа Roolz проанализировала мировой рынок бирж и подготовили оцифрованную таблицу по мировому рынку. Стоит отметить, что в данном материале указаны далеко не все игроки.

 

Обзор мирового рынка бирж грузоперевозок

Ключевые игроки на рынке России и СНГ: ATI.su, aTrucks, Loginet, Trans.ru, Roolz. Среди экспедиторов можно выделить Monopoly.Online с интеграцией различных платформ.

На украинском рынке важен LardiTrans, а в Казахстане — Fa-Fa.kz, обе платформы активно используют цифровые инструменты для расширения базы перевозчиков. В Беларуси действует CMR24, Roolz предлагающие простое решение для локальных грузов.

50% рынка европейских бирж грузоперевозок занимают: Trans.eu, Timocom и Alpega Group. Общий заработок этих бирж превышает 250 млн евро в год. Остальные 50% рынка бирж грузоперевозок приходятся на такие площадки, как Cargo lt, Cargopedia, Roolz, Spedimo, Transporeon, Сlicktrans, CX Euro и другие. Все платформы предлагают широкие возможности для пользователей, включая приватные биржи и дополнительные сервисы, такие как факторинг и интеграция с TMS.

DAT и Full Truck Alliance (FTA) занимают ведущие позиции на международной арене, внедряя инновационные технологии для повышения эффективности и снижения рисков. Кроме того, на рынке экспедиторских услуг выделяются такие компании, как FlexPort, Sennder, Forto, и BlackBuck, которые развивают свои цифровые решения и укрепляют позиции в логистике.

Тренды и развитие рынка бирж

Главные тренды в сфере бирж грузоперевозок включают дальнейшую цифровизацию, внедрение машинного обучения для точного прогнозирования и оптимизации маршрутов, а также рост числа приватных площадок для долгосрочных контрактов. Интеграция с системами управления цепочками поставок (ERP) становится важным фактором успеха.

Несмотря на активное развитие, рынок сталкивается с проблемой «курицы и яйца» — перевозчики и заказчики должны найти друг друга одновременно. Большинство стартапов не выдерживают этой сложности, однако платформы с гибкими стратегиями, такие как Roolz, преуспевают благодаря приватным и спотовым решениям.

Сложности рынка бирж грузоперевозок и их решения

Многие логистические компании пытались создать собственные биржи грузоперевозок, но большинство проектов либо закрывались, либо адаптировались под специфические потребности компании. Среди стартапов выживают единицы, такие как Convoy, который быстро рос, но затем столкнулся с проблемами из-за агрессивной стратегии и слабого финансового управления.

Рынок грузоперевозок — сложная и волатильная среда, где стартапы часто предлагают более качественные решения, чем традиционные компании, хотя далеко не все способны выдержать конкуренцию.

Проблема «курицы и яйца» на рынке грузоперевозок

Для успешной работы биржи заказчики и перевозчики должны находить друг друга. Без предложений нет смысла идти на биржу, а без спроса нет предложений. Однако для площадки задача сложнее, чем для обычных маркетплейсов, по ряду причин:

  • Время: запрос на перевозку актуален всего 2-3 дня, что требует быстрых совпадений с доступными перевозчиками.
  • Маршруты: перевозчики не готовы ехать «вхолостую», поэтому их маршруты должны совпадать с грузом.
  • Транспорт: успешная сделка зависит от множества факторов, таких как тип транспорта, наличие оборудования и других нюансов.
  • Условия: помимо цены важны НДС, страховка и надежность перевозчика.

Для работы платформы эти параметры должны совпадать одновременно. Когда критическая масса совпадений достигнута, начинает работать сетевой эффект.

Как решить проблему?

Решение задачи «курицы и яйца» непросто: ни рекламные бюджеты, ни продукт, продукт, который на голову выше существующих аналогов не всегда помогают, так как рынок консервативен. Иногда шанс появляется в кризис, как это было с ростом ATI.su в 2008 году, благодаря гибкости и открытости участников рынка к новому.

Рынок часто колеблется между перевозчиками и грузоотправителями, создавая циклы спроса и предложения. Платформа организации грузоперевозок Roolz решаем эту проблему, развивая приватную биржу, где ценность не зависит от ассортимента. Со временем пользователи переходят на публичную, формируя спотовый рынок.

Заключение

В материале упомянута лишь небольшую часть ключевых игроков и крупнейших бирж грузоперевозок, но на рынке есть множество других эффективных платформ. Рынок активно развивается, но требует гибких подходов для преодоления новых вызовов.

Roolz — платформа нового поколения, адаптированная к современным вызовам рынка. Публичная биржа Roolz позволяет находить краткосрочные и разовые заявки для спотовых перевозок, а приватная — конфиденциально управлять долгосрочными контрактами с проверенными партнёрами.


Анастасия Дашкевич

Анастасия Дашкевич

Автор, редактор и эксперт по логистике с 9-летним стажем. Начала карьеру в продажах транспортных услуг и развитии бизнеса для международных транспортных компаний. Сейчас Анастасия пишет увлекательный и уникальный авторский контент, основываясь на собственных знаниях, опыте и любопытству к миру логистики.


РЕКЛАМА
УНП 691820175
ООО "БонумСофт"
erid: 2VSb5w6B6Cp

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions