Об общих трендах в сегменте карьерной техники рассказал коммерческий директор маркетинговой компании ID-Marketing Андрей Ловков. По данным за первое полугодие 2024 года, среди карьерной техники наибольшего роста достиг импорт карьерных самосвалов – он отмечался в мае – июне, по данным эксперта по рынку. Постепенный рост отмечается среди тяжелых экскаваторов.
Как отмечает А. Ловков, в целом представители дружественных стран во главе с Китаем смогли заместить ушедшие с рынка за последние годы компании в сегментах погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров и т. д.: «Они смогли также превысить показатели, сделав хороший задел для формирования конкурентной среды». Отметим, что активное замещение китайскими машинами могло начаться и раньше – об этом говорит Александр Нетид, руководитель отдела развития продуктов LiuGong в России: однако мешал тот факт, что российские заказчики всегда больше смотрели не на цену техники, а на производительность и стоимость сервисного обслуживания.
Если пройтись по изменениям с акцентом на конкретные виды техники, то можно заметить, что реакция у импортеров в Россию на события 2022 года и подстройка к изменившимся условиям были разными, отмечает А. Ловков. Тяжелые экскаваторы массой от 33 тонн – наиболее емкий сегмент среди рассматриваемых видов техники, несмотря на то что в первом полугодии 2024 года он пережил большое сокращение поставок – оно составило 45,6%. Хотя после проседания на 27% в 2020 году (ковидном) рынок, скорее, рос: «Начался рост в 2022 году на 24%, в 2023 году на 30,4% увеличились показатели импорта».
Марочная структура импорта тяжелых экскаваторов сильно поменялась. В 2021 году в тройке лидеров здесь были марки Hyundai (Южная Корея), Komatsu (Япония), Volvo (Швеция). Сейчас представители недружественных стран тоже есть в пятерке лидеров (речь о Hyundai), но они серьезно сократили объемы – у Hyundai поставки сократились на 53%, сообщил А. Ловков. В первом полугодии 2024 года в пятерку вошли: Shantui (11%), SANY (30%), Hyundai (10%), XCMG (8%), LGCE (7%) и прочие марки (34%). Всего 29 марок участвовали в первом полугодии. Китайские марки на этом рынке не новички, обращает внимание эксперт, но в пятерку ведущих игроков до 2022 года они не входили. Стоит отметить, что доли поставок до сих пор меняются: к примеру, SANY хоть и удерживают 1 строчку, но сократили объемы импорта на 8%, а XCMG и LGCE сократили объемы поставок на 80 и 29% соответственно.
Большие горные экскаваторы, масса которых превышает 90 тонн, долго адаптировались к изменившимся условиям. Здесь также растет присутствие китайских машин, но есть на рынке и машины недружественных стран. Но в целом сегмент вряд ли будет расти в ближайшем будущем, прогнозирует уже А. Нетид, – после 2022 и 2023 годов рынок перегрет.
Где проявились Турция и Индия
Емким сегментом считается рынок тяжелых бульдозеров. В первой половине 2024 года среди марок появился новый игрок – BEML (на него пришлось 7%). И это крупнейший производитель строительной карьерной и горнодобывающей техники в Индии. «Первые поставки начались в апреле этого года, уже сейчас объемы позволяют компании находиться на 4-й позиции в рейтинге. При этом Komatsu в данном сегменте наращивает поставки – за полгода в Россию ввезли больше тяжелых бульдозеров, чем за весь прошлый год». У Komatsu по итогам 1 полугодия 6%. В пятерке также: Shantui (38%), LiuGong (17%), Zoomlion (17%). Активность китайских брендов в этом сегменте проявилась в 2022 году.
Еще один сегмент, показательный тем, что там в лидеры выбиваются не только китайские импортеры, – самоходное дробильно-сортировочное оборудование (ДСО). «За китайскими производителями сейчас 80% рынка. Марочная структура разнообразна – за первое полугодие отметились около 20 производителей, среди них крупнейшие – NFLG и MESDA. Первая начала активные поставки в марте 2022 года, ранее она была больше известна российскому потребителю как производитель асфальтобетонных заводов. MESDA постепенно осваивала рынок – единичные поставки наблюдались в 2021 году», – отметил А. Ловков. В списке появились и новички – Red Dragon (Китай), Puzzolana – еще один представитель Индии на рынке тяжелого оборудования, турецкая FABO: «Восемь мобильных ДСО поставили на российский рынок в рассматриваемый период».
Проблемное завтра для китайских машин
А. Ловков добавил, что доля белорусских производителей на рынке карьерной техники довольно значительна, но после начала СВО она все же начала снижаться. Что же касается появления на рынке новых игроков – из Индии и Турции, то их позиции могут начать укрепляться и распространяться в том числе на те сегменты, где они еще себя не показали, считает А. Ловков: «Есть дилеры, которые готовы на себя взять ответственность за эти бренды».
Как отметил А. Нетид, российский рынок для Китая в сравнении с другими рынками не очень большой, но полезный – это своего рода рынок открывшихся возможностей, после которого можно выходить практически на работы любой сложности.
Насущной проблемой остается обслуживание техники внутри страны: «Потребуются решения. Пока работает своеобразный паритет между тем, чего хотелось бы нашим заказчикам, и тем, что мы можем предложить уже на месте, что могут заменить те компании, что преобразовались из дилеров мировых марок».
Мерой, которая в дальнейшем может не дать китайской технике завоевывать российский рынок, эксперт назвал введение утильсбора на некоторые виды тяжелой строительной техники. Напомним, что с 1 июля в России вырос утилизационный сбор на бульдозеры, самосвалы для бездорожья и фронтальные погрузчики.