11,4 млрд руб. направлено из федерального бюджета на инвентаризацию лесов за последние 17 лет. Рослесхоз проводит эти мероприятия с 2008 года. Ведомство в том числе ведет оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, а также осуществляет контроль за использованием лесов и проведением лесохозяйственных работ. В 2023 году объем финансирования на эти цели вырос на 25,4% по отношению к 2022-му, в 2024 году – на 14,6%.
«В проверяемый период наибольший объем средств направлялся на проведение основного мероприятия инвентаризации лесов – оценку их количественных и качественных характеристик: от 60,2 до 76%. Всего с 2008 года на сбор данных о лесах израсходовано 7,1 млрд рублей. При этом результаты проведенного Счетной палатой анализа свидетельствуют о невысокой эффективности использования ресурсов», – констатировал на Коллегии аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.
Проверкой установлено, что из-за отсутствия потребителей результатов инвентаризации полученные материалы практически не применяются или применяются частично. Это относится ко всем мероприятиям инвентаризации, включая оценку характеристик лесов, результаты которой должны в том числе использоваться при подготовке Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции парниковых газов в рамках международных обязательств Российской Федерации, но не используются.
«По мнению Счетной палаты, низкая востребованность результатов инвентаризации лесов в первую очередь обусловлена отсутствием изначально определенных целей и задач их практического применения. Как было установлено в ходе проверки, цели были определены только спустя 10 лет после начала проведения госинвентаризации», – отметил С. Мамедов.
Инвентаризация не инвентаризирует
Проверка выявила в составе госинвентаризации работы, не связанные с оценкой состояния лесных ресурсов. Речь, в частности, идет о дистанционном и наземном контроле за соблюдением законодательства при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. Указанные работы являются частью федерального государственного лесного контроля (надзора), осуществление которого относится к полномочиям органов исполнительной власти регионов.
Более того, оценка количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в настоящее время проводится одновременно в рамках двух лесоучетных работ: инвентаризации лесов и лесоустройства. При этом обе работы не носят комплексного характера и не обеспечены современными технологиями, позволяющими оперативно получать актуальные данные о лесах для включения в государственный лесной реестр. Спасти отрасль может цифровая платформа – ФГИС лесного комплекса. Она начинает действовать уже с 1 января 2025 года и, скорее всего, повысит цифровизацию отрасли.
«Отсутствие актуальных данных не обеспечивает повышение эффективности управления лесным сектором и рост доходов в бюджетную систему от лесопользования, а в дальнейшем не позволит использовать ФГИС лесного комплекса как эффективный инструмент цифровой трансформации отрасли. Поэтому Счетная палата предлагает создать единую систему лесоучетных работ, основанную на использовании искусственного интеллекта, данных дистанционного зондирования Земли и беспилотной авиации. Расчетная экономия от применения новой системы может составить около 42 млрд рублей за 10 лет», – продолжил С. Мамедов.
Информационное письмо с предложением о создании единой государственной системы лесоучетных работ направлено главе государства, он предложение Счетной палаты поддержал. Кроме того, аудиторы предложили исключить дистанционный мониторинг и анализ мероприятий по сохранению лесов из состава государственной инвентаризации лесов.