Как рассказал замруководителя регионального блока ФГБУ «Центр экспертизы и координации информации» Павел Синдяков, в 2025 году стартует новый нацпроект «Экономика данных», приоритеты которого значительно расширились по сравнению с предыдущим «Цифровая экономика». К ним, в частности, относится создание низкоорбитальной спутниковой группировки, обеспечивающей скоростной доступ в интернет, в том числе в арктической зоне РФ.
«Это аналог Starlink. Особенно это важно для обеспечения доступа в интернет отдаленных и труднодоступных территорий для движущихся объектов: поездов, морских судов», – пояснил эксперт.
К концу 2027 года компания «Бюро 1440» планирует запустить 292 аппарата собственной разработки, а до 2030-го – 383.
Данный проект осуществляется на условиях ГЧП. «Бюро 1440» инвестирует в строительство спутников и инфраструктуры более 300 млрд руб., еще свыше 100 млрд руб. будет направлено по линии Минцифры РФ на компенсацию ставки по льготным кредитам и финансирование запусков, сообщил П. Синдяков.
Орбитальную группировку также наращивает Роскосмос. В 2026 году госкорпорация планирует вывести на орбиту 4 космических аппарата, которые будут обеспечивать доступный интернет для всех морских путей в регионах арктической зоны, сказал П. Синдяков.
Судам проложат маршрут
Возможности связи важны для дальнейшего развития цифровых технологий и сервисов, внедряемых на Севморпути. По словам директора направления цифровизации и информационных технологий дирекции СМП корпорации «Росатом» Александра Шаталова, за последние два года введены платформенные решения, в первую очередь предназначенные для обеспечения безопасности плавания в арктических морях.
«Там полный комплекс, начиная от выдачи разрешения в акваторию и заканчивая выдачей рекомендаций и построения маршрутов, как в ледовой, так и смешанной обстановке», – рассказал представитель «Росатома».
Помимо цифровых сервисов, добавил он, ледоколы оснащены бортовыми измерительными комплексами. «Это лидары. Они делают то, что невозможно каким-то другим образом установить: они определяют толщину, силу сжатия льда, торосистость – то, что со [спутниковых] снимков достать невозможно», – пояснил менеджер.
Используются также беспилотные летательные аппараты, оснащенные радиолокационными станциями. Они могут производить локальную ледовую разведку и давать уточненные данные по трассе движения флота.
На основе этих сведений отрабатываются технические модели мониторинга и прогнозирования, в том числе с привлечением технологий искусственного интеллекта.
Как отметил А. Шаталов, распознать опасные ледовые явления по снимкам из космоса достаточно сложно, здесь важно и дальше развивать IT-решения.
«Как пример, чтобы грамотно обработать и понять, что это стамуха (торосистое образование, сидящее на грунте или на мели. – Прим. ред.), нужны тысячи снимков и столько же человеко-часов, чтобы люди сели и классифицировали объект. Это огромный труд», – пояснил он.