Как отметил заместитель генерального секретаря СНГ Ильхом Нематов, сотрудничество в сфере транспорта остается основой развития экономики и углубления интеграционных процессов стран содружества. Недавно был одобрен план действий по оптимизации инфраструктуры и развитию транспортных коридоров, проходящих по территориям государств-участников, на период до 2030 года.
Суть интеграции – в конкретных проектах, подчеркивает председатель координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий Казаков. И здесь большое поле деятельности обещает развитие МТК «Север – Юг», которое может охватить немалое число направлений.
Проект актуален. Он начат в 1999 году, напомнил А. Казаков, в 2002-м ратифицировано международное соглашение, но активизация работы произошла только в последние годы. Сегодня по этому коридору идет примерно 15 млн т в год, потенциал – 100 млн т и выше.
«У нас же есть крупные банки, банки развития. Нужно подумать о создании международного консорциума по транспортным коридорам, по логистике. Потому что РЖД сейчас участвуют в прокладке участка Решт – Астара, к 2027 году 162 км пути будет построено, но нет танкерного флота, нет сбалансированности. Мы коридоры делаем, а чем возить? И здесь нам нужны большие инвестиции», – говорит А. Казаков.
Подключая соседние страны
Особую активность в расширении транспортных сообщений, сопряженных с МТК «Север – Юг», сегодня демонстрирует Узбекистан.
В настоящее время АО «Узбекистон темир йуллари» ведет проект по созданию трансафганской железной дороги Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Ранее его реализация оценивалась более чем в $8 млрд.
По словам генерального директора ассоциации «Деловой центр экономического развития СНГ» Вадима Ганина, заинтересованность в данном коридоре проявляют Беларусь, Россия, Казахстан.
«Создана рабочая группа, в которой участвуют как заинтересованные министерства, так и коммерческие структуры. 1 ноября 2023 года подписан меморандум по развитию указанного направления», – сообщил зампред дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Олег Никитин.
Он уточнил, что в Совет вошли представители Ирана и Афганистана, которые заинтересованы в освоении грузопотока по МТК.
Пока что постепенно осваиваются перевозки по восточному маршруту коридора Север – Юг. В направлении Россия – Казахстан – Туркменистан планируется выйти на частоту отправок контейнерных маршрутов в 3–4 поезда ежемесячно, проинформировал О. Никитин.
Нужен берег туркменский
Узбекская сторона также вышла с инициативой мультимодального сообщения через Каспийское море: РФ – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан.
«Ситуация, которая задалась сейчас в Красном море, диктует к увеличению производительности работы по этому коридору», – сказал В. Ганин.
Однако сегодня достаточно сложно взаимодействовать с туркменской стороной, рассказала зампред исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ Наталья Шебаршина.
«Они вышли к нам с предложением о том, чтобы создать хаб на базе порта Туркменбаши. Но все заканчивается только декорациями, а прямого контакта не удается никак получить», – посетовала Н. Шебаршина, выразив надежду, что это все же временные трудности.
Несмотря на то, что Туркменистан называют закрытой страной, с ней необходимо развивать сотрудничество в плане транспорта, убежден председатель Межправительственного совета дорожников Бури Каримов.
Это важно не только для увеличения перевозок с Ираном, но и с другими государствами Центральной Азии. Грузо- и пассажирооборот местных пунктов пропуска растет, модернизируется автодорожная сеть внутри Туркменистана, свидетельствует Б. Каримов.