Если заявки отклоняют, некоторые грузовладельцы, как правило, обращаются за помощью на автотранспорт, тем более что там перевозчики сами забирают груз, хотя в целом перевозка обходится дороже, все зависит от направления и расстояния.
Были и другие негативные комментарии. Как рассказал один из отправителей: «В ГУ ставят срок, который нас не всегда устраивает, и это уже вошло в привычку. Написали три письма на дороги. Прошел месяц – ответа не получили». Кстати, на этом предприятии сделали анализ, из которого следует, что на мурманском направлении показатели качества перевозки ухудшились, прежде всего возросли в разы просрочки доставки грузов, что, по мнению респондента, указывает на системные сбои. «Мы ждем и маневровых, и магистральных локомотивов, вагоны стоят по 10–12 дней, на маршрутах есть брошенные поезда», – добавил он.
На дальневосточном направлении, в частности на станции Забайкальск, также были замечены сложности – отклонение заявок по причине загруженности станции, поделился один из отправителей.
Неравномерно грузили и морские порты. А на подходах к ним возникали заторы. «Сложно понять, почему, – говорит респондент. – Здесь много факторов: увеличение грузопотоков (угольщики заполонили сеть своими грузами, а мы везем металл на экспорт в том же направлении), необходимость пропуска пассажирских поездов из-за ЧМ-2018, ремонтные окна, которые также являются сдерживающим фактором. Одно постоянно наслаивается на другое».
Зачастую тот объем вагонов, который все-таки удавалось согласовать грузовладельцу, не всегда обеспечивался, как по вине перевозчика, так и по вине операторов. Один из отправителей рассказал о странной ситуации, когда в один из месяцев оператор согласовал 400 вагонов, после чего подписал угольный контракт – и отправил парк под погрузку угля, ничего не сообщив своему предыдущему клиенту. «Я узнал об этом случайно и предъявить оператору ничего не могу, так как нет такого механизма», – сокрушался грузовладелец.
Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.