В июле текущего года РЖД-Партнер в ходе своего делового семинара «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов» поднимал вопрос обладания статусом уполномоченного экономического оператора. Заместитель начальника отдела переработки и завершающих таможенных режимов Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России (ГУОТОиТК ФТС России) Леонид Ковалев рассказал о преимуществах такого инструмента для участников ВЭД. Затем слово взял рынок:
«Нам преимущества получения статуса УЭО пока неочевидны, как и многим нашим клиентам. Зачем открывать свои данные, синхронизироваться с таможней и храниться на своих складах, с учетом того, что оформление в портах и предварительное декларирование идет с достаточно высокой скоростью без дополнительных реестров? Услуга может быть востребована в связи с возможностью растаможить товар в течение месяца, но в рабочем процессе – забрать груз по заявлению и оформить через месяц или забрать груз сразу – разницы мы не видим», – отмечал Игорь Бурлов, генеральный директор ООО «Арнейс».
Максим Василевский, вице-президент по корпоративным отношениям ООО «Марс», на МТФ-2024 смог дать разъяснения в части недостатков и преимуществ, используя свой опыт вхождения в число уполномоченных экономических операторов.
«Преимущества использования статуса УЭО не всегда очевидны, но они есть, и их можно посчитать. Например, для производственной компании с оборотом в 10 млрд рублей, подающей порядка 1000 деклараций в год, единократное высвобождение порядка 200 млн оборотных средств крайне актуально, и это только при использовании одного упрощения – выпуска товара до подачи декларации. Используя инструмент объединения нескольких заявлений в одну декларацию, можно высвободить еще порядка 15 млн рублей. Нельзя не отметить, что получение статуса УЭО, особенно для небольших компаний, – это определенные издержки: аудит систем учета, внутренних процессов, подготовка документации, финансовое обеспечение и прочее. Вложения могут варьироваться от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Есть и дополнительные регулярные затраты на поддержку систем, сдачу ежегодной отчетности. При этом многие упрощения носят нефинансовые характер, но важны с точки зрения института репутации и работы операторов. Для компаний низкого риска увидеть прямую экономическую эффективность и выгоду зачастую непросто», – отметил М. Василевский.
По словам С. Амельяновича, в стратегию развития ФТС до 2030 года также заложены мероприятия, открывающие дополнительные преимущества уполномоченному экономическому оператору в части системы управления рисками, чтобы компания, со своей стороны уже вложившаяся в обеспечение статуса и понесшая дополнительные затраты, в полной мере чувствовала все упрощения.