На правом берегу уже смонтированы технологическая площадка и бетонный завод, а также отсыпана технологическая дорога, которая станет основой для подхода к сооружению. Для обеспечения безопасности в период паводка работы будут приостановлены. Самый активный период строительства запланирован с июня по сентябрь.
К настоящему времени на стройплощадку доставлены все металлоконструкции для наплавных коффердамов. Они будут предварительно собраны на берегу, а затем транспортированы по воде к месту установки.
Основная задача коффердамов – создание сухих рабочих зон в русле реки, необходимых для возведения 3 пилонов в русловой части Лены, которые будут удерживать вантами пролетные строения. Длина основных русловых пролетов составит 840 м (непосредственная протяженность моста – 2,5 км, а с подходами – 14 км).
«Мост представляет вантовую конструкцию. На эту тему было много обсуждений, предлагалось делать мост из ферм и т. д. Но паводковая, ледоходная ситуация обусловливает необходимость максимального расстояния между опорами», – рассказал сегодня на пресс-конференции председатель правительства Якутии Кирилл Бычков.
При этом высота центрального пилона составит около 300 м, что близко к Эйфелевой башне.
По словам К. Бычкова, место строительства, которое выбрано, фактически безальтернативно. Это самая узкая русловая часть. Во всех остальных прилегающих к Якутску локациях река Лена меняет русло, образуются из песка наносные острова, каждый год фарватер меняется, поэтому невозможно точно определить правильное размещение опор.
«В этом [выбранном] месте сравнительно устойчивый грунт, он скальный с двух сторон, что обеспечивает по крайней мере устойчивое крепление к берегам. Во-вторых, сама гидрология места позволяет конструктивно обеспечить безопасность при прохождении ледоходов, и когда, наоборот, начинает замерзать река», – сказал председатель регионального правительства.
Сопутствующие эффекты
Мостовой переход через Лену должен быть завершен в 2028 году.
Запуск в строй сооружения повысит транспортную доступность для населения Якутии с 2 до почти 90%. В зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы центральные, восточные и западные районы республики.
Значительно сократятся сроки и торгово-снабженческие издержки на завоз грузов в республику, в том числе продовольствия. Повышение транспортной доступности заметно сократит бюджетные затраты на северный завоз и в целом положительно скажется на различных отраслях региональной экономики.
Первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов считает, что мостовой переход повлияет на расширение агломерации Якутска.
«Традиционно все города строятся вокруг вокзалов. А здесь получается город на левом берегу, а [железнодорожный] вокзал – на правом. Когда будет прямая связь, Якутск получит огромный агломерационный эффект от того, что будет расширяться застройка правого берега. В части перемещения проблемы не будет (сейчас сообщение через реку обеспечивают паромы. – Прим. ред.), весь большой город будет разрастаться», – говорит Г. Гусейнов.