Систему обмена электронными документами таможня строит 20 лет, для сравнения, Минтранс эксперимент по оцифровке перевозочных документов начал два года назад, в 2020-м. Сейчас в системе электронного документооборота таможни более тысячи документов. Большая часть из них используется во внутреннем документообороте, меньшая – для документооборота с внешними источниками, с участниками рынка ВЭД или госструктурами.
«Те, кто хочет присоединиться, интегрируются в систему обмена», – говорит О. Долгих.
Наработанный опыт позволяет таможне выпускать каждую третью декларацию на товар в автоматическом режиме, без участия инспектора. По данным таможни, только за первые 3 месяца 2022 года в электронной форме оформлено 250 тыс. транзитных деклараций. Из них 87% зарегистрированы автоматически на основе анализа уже ранее введенных в систему данных, цифра в автоматическом режиме выпускает каждую пятую транзитную декларацию.
В электронный документооборот введены уже все таможенные операции, подчеркивает О. Долгих. Например, в 2016 году в электронный документооборот вошли владельцы складов временного хранения и складов с зоной таможенного контроля. И теперь необходимости пересылать бумаги у участников рынка ВЭД нет. Более того, заявлено, что цифровизация освободила бизнес от излишних таможенных проверок, а саму таможню обезопасила от обвинений в коррупции.
Документооборот за границами ведомства
«Самый яркий результат – взаимодействие с железной дорогой. Работы по информационному взаимодействию начались в 2015 году. И уже к 2020-му таможня и железнодорожная компания перешли на безбумажный документооборот», – продолжает О. Долгих.
Таможня в цифру перевела отношения и с авиационными грузоперевозчиками, в систему была интегрирована авианакладная. Портал «Морской порт» объединил таможню и морских перевозчиков. Сейчас в системе электронного документооборота зарегистрированы 16 тыс. пользователей: треть из них – органы государственной власти, остальные – представители бизнеса, участники рынка ВЭД, а также морские перевозчики и терминалы. Цифровизация на морском транспорте освободила таможенников от необходимости заходить на борт в каждом втором случае, подчеркивает выступающая. То есть таможня обрабатывает товары и транспортные средства, не выходя на контакт, и это снижение – огромный успех таможенных органов, подчеркивает О. Долгих.
Автомобильный транспорт – наиболее сложный для перевода в электронный документооборот. Здесь много участников, они разрозненны, единого подхода нет, говорят в Минтрансе, и таможня с этим заявлением согласна.
«Таможня работает с автоперевозчиками по технологии предварительного информирования: информация о грузе поступает до момента прибытия самого груза на таможенную территорию», – добавляет она.
Выстроенная на национальном уровне система документооборота, например, с РЖД заставляет таможенников поднимать вопрос создания электронного документооборота на наднациональном уровне, однако, разводит руками эксперт, этот вопрос идет крайне сложно.
«Есть пределы для таможенников – это, например, ограничение по полномочиям. Мы можем модернизировать и оптимизировать только действия таможни, а если выходим на национальный и тем более на наднациональный уровень, то натыкаемся на барьеры взаимодействия с другими госорганами», – резюмирует О. Долгих и добавляет, что таможня готова поделиться наработками с Минтрансом, чтобы они были внедрены в ГИС ЭПД и цифровизация получила новый толчок к развитию.
«Задача – чтобы создаваемый продукт не перечеркнул достигнутые результаты, это очень важно», – говорит О. Долгих.
Минтранс к предложению ФТС прислушался. Заявлено даже о возможной реализации наработок.
«Минтранс внесет необходимые изменения в нормативно-правовую базу уже в этом году», – говорит Ян Комаха, заместитель директора департамента цифрового развития Минтранса России.