Грузопоток изменился в 2016 году, тогда эту динамику определили как рост. Но нарастание приостановилось в 2019 году, далее – кривая графиков по грузопотокам пошла на спад. Системе теперь нужен период для восстановления, для выхода на прежний уровень, говорит эксперт. И он случился в 2021 году, тогда погрузка увеличилась 3,5%
«Но в 2022 году рынок вновь пережил внешнее воздействие», - говорит Екатерина Маловецкая.
Непосредственное влияние на динамику восстановления погрузки оказывает размер оперируемого парка, который находится на инфраструктуре, добавляет Маловецкая. А плановые показатели вагонопотока на Восточном полигоне значительно отличаются от фактического. Можно было бы не обращать внимание на показатель, но он влияет на участковую скорость: чем больше количество вагонов на железнодорожной сети, тем участковая скорость ниже, говорит эксперт.
«Значительное отклонение от плановых показателей наглядно демонстрируют несостоятельность прогнозных значений. Нужен общий комплекс взаимосогласованных и взаимодополняющих друг друга способов прогнозирования транспортных потоков. В существенном развитии нуждается именно система комплексного прогнозирования транспортных потоков», - настаивает Е. Маловецкая.
Иркутский государственный университет путей сообщения предлагает внедрить прогноз, который основывается на пяти этапах: подготовительный, расчетный, сценарное прогнозирование, экспертная корректировка расчетных параметров прогнозирования и уточнение прогнозов изменений вагонопотоков за расчетный период. Для анализа взяты основные стыковые пункты Восточного полигона, использовали динамику изменения временных рядов, проведен анализ факторов дальнего и ближнего окружения, которые влияют на вагонопоток. Построены сценарии прогнозирования: консервативный, пессимистичный, оптимистичный и целевой. Разработана модель прогноза. В качестве экспертов выступили железнодорожники, работающие на Восточном полигоне. Получен программный код, который, вполне возможно, внедрят в Динамическую модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ).
«Построение прогнозов вагонопотоков – это начальный этап прогнозирования. На их основе только строят прогнозы. В частности – подвода локомотивов под поезда, в расчете на пару поездов по стыковым пунктах; или прогноза баланса локомотивов, в частности в расчете резерва локомотивов, которые можно использовать при подъеме брошенных и отставленных поездов; необходим прогноз отказов технических средств и, главное, прогноз погрузки с Восточного полигона на дальневосточные порты», - говорит эксперт.
Комплексный прогноз необходим для адекватных и эффективных управленческих решений, настаивает ученый. Но работающей в полном объеме на железнодорожной сети нет. Пока.