На рынке экспресс-доставки также отмечается увеличение спроса на 45%, что, в свою очередь, влияет на грузооборот – он вырос на 63%. Не меньшими темпами увеличивается спрос на перевозку в торговые сети – он вырос на 26% год к году.
Миграция груза между сегментами рынка транспортно-логистических услуг – не менее важный тренд. Из-за снижения объемов единичной перевозки и загруженности инфраструктуры части сегментов значение LTL-перевозок будет увеличиваться. Согласно прогнозам аналитиков М.A. Research сегмент частичной загрузки авто вплоть до 2026 года будет расти быстрее сегмента FTL.
Около половины клиентов межтерминальных перевозок теперь заказывают транспортировку со склада до адреса. Услуга доставки на «последней миле» становится популярнее, потому что экономит деньги и время. С помощью LTL-перевозок селлерам удается не отставать от конкурентов и повышать лояльность клиентов.
Внешнеполитическая и экономическая конъюнктура способствовали переадресации торговых потоков с европейского направления на азиатское. По нашей статистике, спрос на доставку из Китая вырос более чем на 40% по сравнению с прошлым годом. Не уступает позиции и Турция, где количество контейнерных перевозок сборных и генеральных грузов выросло более чем в 2 раза. Отдельно стоит отметить авиаперевозки – количество заказов из Китая за год увеличилось в 2,5 раза, из Турции – в 2 раза.
Говоря о сроках доставки, из Пекина груз может быть доставлен за 4 дня путем авиаперевозки в Москву, за 15 дней – в Екатеринбург в рамках доставки при помощи фур. Перевозка из Стамбула в столицу в среднем занимает сегодня от 14 до 17 дней путем автодоставки.
Практически двукратное увеличение рисков в логистике за 2023 год привело к пониманию перевозчиками особой роли страхования. Сегодня оно становится не просто способом передачи рисков, но и помогает обеспечить качественное предоставление базовой услуги доставки, удержать клиентов и повысить NPS. Если ранее большая часть поставок приходилась на Европу с качественным дорожным покрытием, относительно небольшими расстояниями и проверенными поставщиками, обеспечивающими надежную упаковку и крепление грузов, сегодня ситуация изменилась. Увеличивающаяся в объемах доставка из стран Восточной Азии предполагает реализацию продолжительных маршрутов по дорогам с низким качеством покрытия и не всегда добросовестными селлерами. Последние могут отправить груз без соответствующей фиксации.
Во времена, когда доставка становится ключевым показателем высокого уровня сервиса компании, ее скорость и качество выходит на первый план и оказывается решающим при выборе логистического партнера. Важным является оптимизация маршрутов, внедрение инновационных логистических схем и развитие цифровых платформ.
Переход на электронный документооборот (ЭДО) – также важная часть трансформации отрасли. Это экономит ресурсы партнеров и заказчиков, а также ускоряет доставку.
Долгоиграющими трендами на рынке останутся использование роботов, Machine learning для целей автоматизации и повышения эффективности логистики, а также искусственного интеллекта (ИИ).
Вместе с развитием цифровых инструментов совершенствуется и клиентский сервис. Сокращение сроков доставки – далеко не единственный критерий, позволяющий сегодня занять большую долю рынка. В этом сегодня транспортным компаниям помогают дополнительные «немонетизируемые сервисы» и фокус на сохранности и соблюдении SLA. Для удобства клиентов также активно развивается логистический аутсорсинг.
К 2024 году перевозчики подошли с четким пониманием стратегии развития на будущий период. Вызовы, которые стоят перед отраслью, преодолимы, и для дальнейшего развития транспортным компаниям, как и в предыдущие времена, понадобятся энтузиазм, активное внедрение инноваций и дружный коллектив. Последний фактор многие из перевозчиков в сложившихся экономических реалиях будут ставить во главу угла.