«Европейская система ТУР предполагает взимание платы за углеродный след импортируемой продукции (выбросы ПГ, осуществленные при производстве продукции), – рассказал эксперт института. – Поэтому климатическая политика ЕС угрожает не только экспорту ископаемого топлива, но и второму экспортному направлению – поставкам энергоемких товаров. Объем их российского экспорта в ЕС составляет $58–74 млрд (14–16% российского экспорта), а это максимум среди всех стран мира».
Германия – один из главных торговых партнеров России в ЕС, на нее приходится 15% российского экспорта в ЕС и 28% импорта. Потенциально под ТУР попадает российский экспорт в размере $4,7 млрд (17% российского экспорта в Германию), а углеродный след этого экспорта составляет 2,6 млн т CO2 (по прямым и косвенным энергетическим выбросам). По подсчетам ИПЕМ, совокупный платеж по ТУР при поставках в Германию по всем отраслям, потенциально подпадающим под ТУР, может достигнуть $68 млн в год (при ставке ТУР 27,8 $/т CO2 – цена EU ETS в 2019 г.)
ИПЕМ предлагает ряд мер, которые позволят существенно снизить потери России от введения ТУР: развитие системы климатических проектов и системы отчетности, стимулирование снижения углеродного следа электроэнергии для минимизации косвенных энергетических выбросов и проведение переговоров с ЕС по вопросу учета всех этих мер при расчете платежей по ТУР.
«В России уже есть опыт реализации климатических проектов, обеспечивающих сокращение выбросов или рост их поглощения, в рамках Киотского протокола, – отметил Александр Григорьев. – Развитие системы климатических проектов предусмотрено проектом ФЗ «Об ограничении выбросов ПГ в атмосферный воздух» и вполне реализуемо на практике, но это принесет пользу только при условии согласия ЕС принимать климатические проекты в расчет. Уже обсуждаются риски введения контрмер в ответ на дискриминационную политику ЕС, и не только со стороны России, а это может привести только к новому витку санкционной войны».