Две страны соединены воздушными грузовыми коридорами – Кабул, Кандагар, Герат с Нью-Дели, Мумбаем и Ченнаем. С момента открытия первого воздушного грузового коридора в 2017 году более 500 рейсов перевезли более 5 тыс. метрических тонн грузов для афганских фермеров и торговцев – такие данные приводятся в отчете Carnegie India.
По данным посольства Индии в Кабуле, торговые обороты в последние пять лет выросли. Экспорт Индии в Афганистан увеличился более чем на 89% в период с 2015–2016 по 2019–2020 гг. Аналогичным образом импорт Индии также вырос на 72% за тот же период. Увеличение торговли между двумя странами означало бы ослабление зависимости Афганистана от Пакистана. В 2019–2020 гг. стоимость экспорта увеличилась на 39%, а импорта – более чем на 21% по сравнению с 2018–2019 гг. И этот рост мог бы продолжаться.
Импорт Индии из Афганистана в основном включает сухофрукты высокой ценности, такие как сушеный изюм, грецкий орех, миндаль, инжир, кедровый орех, фисташки, курага, а также самую дорогую в мире пряность – шафран. Индийский экспорт включает фармацевтические препараты, медицинское оборудование, компьютеры и сопутствующие материалы, цемент и сахар.
«Неспокойный Афганистан означает неспокойную Азию, особенно Южную, Центральную и Ближний Восток. Афганистан богат природными ресурсами, включая некоторые редкие минералы и углеводороды. Хотя в ближайшей перспективе на индийскую экономику это может вообще не оказать негативного влияния, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе это также будет иметь серьезные экономические последствия», – сказал ведущий эксперт по энергетике Нарендра Танеджа в интервью India Narrative. Благодаря своему географическому положению Афганистан стратегически важен для Индии с точки зрения ее интересов во всех регионах Юго-Западной и Центральной Азии, добавил он.
Эксперты по внешней политике также заявили, что новые проблемы будет возникать по мере роста политической неопределенности. Афганистан с его стратегическим расположением действует как ворота в страны Ближнего Востока и Центральной Азии. Индия имеет значительные инвестиции в страны Центральной Азии, такие как Узбекистан и Таджикистан.
Теперь проект нефтепровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), который так и не был запущен, можно окончательно забыть, считают эксперты. Также возникли вопросы по поводу строящегося порта Чабахар. Ранее сообщалось, что Индия ускорила работу в порту Чабахар в начале этого года, и ожидалось, что стратегический иранский порт скоро начнет функционировать. Теперь над проектом нависла тень неопределенности.
Несмотря на то, что Индии не нужно беспокоиться о поставках природного газа и нефти, поскольку несколько других рынков, включая Саудовскую Аравию, Катар и другие страны Объединенных Арабских Эмиратов, готовы поставлять энергетические ресурсы, сохраняются опасения по поводу среднесрочных и долгосрочных геоэкономических последствий.
«Весь наш импорт газа и нефти осуществляется морским путем, и он пока безопасен», – сказал Н. Танеджа.
Ранее в этом году министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар, выступая на встрече «Сердце Азии – Стамбульский процесс» в Душанбе в Таджикистане, заявил, что мир в Афганистане будет означать мир вокруг Афганистана. Центр стратегических и международных исследований подчеркнул, что даже без завершения строительства автомобильной и железнодорожной системы между Чабахаром и ирано-афганской границей Индия успешно отгрузила 110 тыс. т пшеницы и 2 тыс. т бобовых в Афганистан в 2018 году в рамках своего обещания доставить в общей сложности 1,1 млн т продовольствия на безвозмездной основе.
«Связь, которая напрямую связана с экономическим ростом, пострадает <...>, по этому поводу растет озабоченность», – сказал аналитик.