В середине декабря губернатор Архангельской области Александр Цыбульский встретился с гендиректором ЗАО «Струнные технологии» (UST Inc.) Надеждой Косаревой. Как сообщили в правительстве региона, компания представила губернатору технологические возможности для создания транспортной ветви со скоростными надземными беспилотниками.
По словам Н. Косаревой, которые приводит пресс-служба правительства Поморья, подобные проекты пока практически нигде не реализованы. Сейчас транспортные средства и путевая инфраструктура обкатываются на двух испытательных полигонах компании.
«Мы идем к сертификации – для того, чтобы мы сертифицировались по европейским нормам и стандартам Российской Федерации, нам нужно отработать определенное количество времени. Еще практически это нигде не реализовано, только у нас на транспортных полигонах, куда мы вас приглашаем для того, чтобы убедиться в работоспособности нашей системы», – сказала на встрече Н. Косарева.
Отмечается, что стоимость реализации проекта для Архангельска будет зависеть от запросов заказчика и объема пассажиропотока. А. Цыбульский по итогам встречи поручил профильным ведомствам изучить территории, где можно было бы реализовать проект, предлагаемый белорусскими партнерами.
Где могут применить новацию
Как пояснили РЖД-Партнеру в UST Inc., это предложение властям Поморья – одно из запланированных мероприятий, которые компания начала после завершения цикла разработки и сертификации своего продукта в 2021 году. Компания ищет места на территории РФ, где можно было бы реализовать технологию. В правительстве Архангельской области, сообщил представитель UST Inc., были представлены несколько уже проработанных пассажирских маршрутов.
«Состоявшейся встрече предшествовал достаточно продолжительный подготовительный период. Компания UST Inc. проанализировала общую транспортную ситуацию в Архангельской области. Губернатору продемонстрировали предварительно проработанные пассажирские маршруты для связи центра города с островными территориями: «Кегостров – набережная Северной Двины» и «Соломбала – проспект Ломоносова». Представители правительства также заинтересовались возможностями применения технологии uST для связи столицы области с ключевыми городами и для развития портовых территорий», – сообщили РЖД-Партнеру в компании.
Сейчас UST Inc. формирует запрос в профильные комитеты о предоставлении дополнительной информации, чтобы проработать обозначенные направления детальнее.
Как уточнила на встрече с губернатором Поморья Н. Косарева, вместимость вагонов, движущихся по рельсо-струнной эстакаде, может быть разной – все зависит от пассажиропотока. При небольшой загруженности ветки – 6–8 человек, при хорошо загруженном маршруте – до 24 человек в транспортном средстве.
Как еще хотели соединить центр и острова
Для Архангельска тема связи с островами весьма актуальна. Те варианты, которые используются для соединения островов и центра, нельзя назвать на 100% надежными. К примеру, при потеплении, нагонном повышении уровня воды, ледовые переправы могут закрывать. Рейсы теплоходов и буксиров при штормах тоже отменяются.
«Мы рассматривали разные варианты, потому что у нас есть проблема в том, что островные территории не связаны мостами с центральной частью Архангельска. Островов много, и людей там живет достаточно большое количество. Если летом эта проблема снимается наличием водного транспорта, то зимой и в межсезонье с пассажирскими перевозками всегда возникают трудности. Поэтому реализация такого проекта могла бы стать хорошим социальным решением транспортной проблемы, – отмечал на встрече с UST Inc. А. Цыбульский.
Одним из вариантов, который власти ранее обсуждали в публичном поле, была канатная дорога. О таком проекте, в частности, говорил бывший губернатор Архангельской области Игорь Орлов. В интервью «Российской газете» по итогам 2019 года он говорил так: «Мне больше нравится идея протянуть туда канатную дорогу. Это очень комфортный и быстрый способ передвижения. Ничего неразрешимого в этом нет: не так давно в Кабардино-Балкарии я познакомился с работой трех таких дорог. Можно ли построить подобную у нас? Эту задачу будут решать профессионалы: они уже приглашены в Архангельск»
По словам Н. Косаревой, рельсо-струнная эстакада принципиально отличается от канатной дороги: «[На рельсо-струнной эстакаде] канат находится в стальной оболочке, и транспортное средство едет колесом по этому стальному рельсу. Мотор-колеса мы изготавливаем сами – это полностью наша разработка».
Напомним, что UST Inc. также разрабатывает проект линии струнного транспорта по технологии Юницкого для Ленинградской области. Он предполагает, что от Мурино и Бугров до Девяткино можно будет добраться на юнимобиле.